Подобно пленке, фотобумага покрыта слоем желатиновой эмульсии, содержащей частицы галогенидов серебра. Негативное изображение, проецируемое на бумагу, состоит из участков различной плотности, соответствующей (с точностью до «наоборот») тональностям объекта.
При включении лампы увеличителя различные участки бумаги получают различное количество света в соответствии с тональностями (плотностями) соответствующих участков «объекта», т. е. негатива. Наибольшее количество света проходит через те участки негатива, которые отвечают самым темным участкам реального объекта, поскольку в этих местах негатив имеет наименьшую плотность.
Процесс проявления бумаги аналогичен проявлению пленки. «Засвеченные» частицы галогенидов серебра восстанавливаются до металлического серебра, и на фотобумаге появляется позитивное изображение, воспроизводящее все или почти все тональности оригинала.
Диапазон тональностей, которые способна воспроизвести бумага, составляет от 1:50 до 1:60, в то время как пленка воспроизводит отношение яркостей 1:500 или около того (имеется в виду отношение максимальной яркости к минимальной, а не отношение пригодных к использованию тональностей).
Объясняется это тем, что плотность изображения на пленке измеряется в проходящем свете, а на бумаге — в отраженном. Даже самые темные участки изображения на бумаге не могут быть полностью поглощающими (совершенно черными); равным образом, белые участки не могут отражать столько света, сколько пропускают прозрачные участки пленки.
Следовательно, весь широкий диапазон тональностей оригинала должен быть сжат до отношения 1:60. Оказывается, что для этого достаточно разделить весь диапазон объекта на десять зон таким образом, чтобы одна зона сменяла другую через 3/4 ступени: десять шагов от 1 -и зоны до 10-й по одной ступени дают отношение 1:512, в то время как, прибавляя всякий раз по 3/4 ступени, получаем отношение 1:60.
В результате диапазон тональностей сжимается, и, по крайней мере теоретически, на отпечатке будут различимы столько промежуточных полутонов, сколько присутствуют в объекте. В связи с этим возникает вопрос: действительно ли мы замечаем все эти полутона в объекте? То, что мы видим, обусловлено природой нашего зрительного восприятия, особенностями нашего видения, всем нашим жизненным опытом.
Когда мы рассматриваем какую-то сцену, мы не анализируем все ее тональности, и нас мало беспокоит отсутствие некоторых из них. Мы привыкли видеть своих друзей и близких в самых различных условиях освещения; нам приходится рассматривать газетные клише, изображение на экране телевизора, глянцевые иллюстрации в журналах, фотографии. Среди них наиболее высокое качество изображения дают хорошие оригинальные фотографии, хотя мы часто готовы удовлетвориться и меньшим. Порой мы даже не замечаем отсутствия каких-то незначительных тональных переходов в изображении, и, вероятно, не заметили бы их в оригинале, не говоря уже о том, что не так часто нам доводится сличать изображение с оригиналом.
И все-таки следует быть готовым к тому, что существуют различия между оригиналом и негативом и между негативом и готовым отпечатком. Отчаиваться по этому поводу не стоит, тем более что хороший специалист сумеет так воспользоваться фотографическим процессом, что изображение даст нам лучшее представление об объекте, чем взгляд на «сам» объект.
Следует всегда стремиться к получению такого негатива, который позволил бы свести к минимуму необходимость в каких-либо дополнительных операциях при печати. В большинстве случаев подобное вмешательство должно быть вовсе исключено. Встречаются, однако, объекты, при фотографировании которых выбор экспозиции и процесс обработки могут быть согласованы только до определенных пределов и окончательную доработку приходится делать уже в процессе печати.
Основная проблема обычно связана с контрастом. Негатив оказывается либо чуть вялым, либо излишне контрастным, чтобы с него удалось получить наилучший отпечаток на нормальной бумаге. Большинство фотобумаг выпускается разной степени контрастности. Эмульсии для часто используемых типов фотобумаги производятся с различным контрастом от «очень мягких» — для печати с высококонтрастных негативов, до «особо контрастных» — для печати с вялых негативов.
Еще раз подчеркнем, что основной задачей фотографического процесса является получение хорошего негатива. Если объектом съемки является печатный текст на белой бумаге, графические материалы и т. п., необходимо добиться максимального контраста уже на негативе; контрастная или особо контрастная бумага может использоваться только в самом крайнем случае.
Если требуется получить снимок только с белым и черным тоном (лишенный полутонов), следует пользоваться соответствующими проявителями и пленками (так называемыми штриховыми репродукционными пленками типа «Лит», выпускаемыми специально для таких целей). Нет смысла использовать обычную пленку, имеющую относительно низкую контрастность, если необходим высококонтрастный снимок. Если этого не удается сделать сразу, нужно скопировать первоначальный негатив на высококонтрастную пленку и повторить этот процесс столько раз, сколько потребуется, чтобы полученный в конце концов негатив давал желаемый результат при печати на нормальной бумаге.