Быстрый технологический прогресс и снижение цен привели к тому, что мультимедийные проекторы, которые еще несколько лет назад казались экзотической диковинкой, постепенно переходят из разряда элитной продукции для узкого круга пользователей в поле зрения массового потребителя.
Это открывает колоссальные перспективы для роста продаж и, как неизбежное следствие, для дальнейшего снижения цен и технологического развития. Отсюда и огромное количество публикаций и сетевых ресурсов, посвященных проекционному оборудованию, и рекламная активность производителей. Потенциальная аудитория потребителей мультимедийных проекторов огромна — от компаний любого масштаба и специалистов по продажам, стремящихся «показать товар лицом», до школ и высших учебных заведений
От матрицы до экрана: LCD, DLP, CRT и другие…
Если говорить кратко, мультимедийный проектор —это устройство для формирования компьютерного изображения на выносном экране проекционным способом. В моделях, представленных сегодня на рынке, наиболее широко применяются две технологии формирования изображения: жидкокристаллическая (LCD) и микрозеркальная (DLP).
В LCD-проекторе свет лампы проектора разделяется на три световых пучка базовых цветов (красного, зеленого и синего). Они проходят через три жидкокристаллические панели, отвечающие за соответствующие цветовые компоненты изображения, а затем объединяются в пучок, который через объектив проецируется на экран.
В LCD-проекторах используются жидкокристаллические панели активно-матричного типа, в которых каждый элемент изображения не зависит от других и управляется отдельным транзистором. Сами транзисторы при этом формируются по поликремниевой технологии (p-Si). Главный недостаток LCD-технологии: энергия той части светового пучка, которая не попала на экран, поглощается жидкокристаллическими панелями.
В то же время с точки зрения оптических характеристик проектора сами панели желательно сделать по возможности меньше. В результате панелям приходится работать в жестком тепловом режиме с принудительным охлаждением с помощью вентиляторов. Другая техническая трудность, с которой приходится считаться производителям, обусловлена тем, что на ЖК-панель необходимо подавать поляризованный свет.
Если для формирования поляризованного пучка использовать обычный поляризатор, то половина энергии лампы, отвечающая «ненужной» поляризации, будет истрачена впустую. Поэтому в современных моделях проекторов применяются специальные конверторы поляризации, преобразующие поляризацию «неправильной» части пучка в «правильную» и тем самым значительно повышающие эффективность использования светового потока лампы.
DLP-технология (от Digital Light Processing — цифровая обработка света), разработанная компанией Texas Instruments, основана на использовании микрозеркальной матрицы (DMD) — полупроводникового кристалла, на поверхности которого средствами микроэлектронной технологии сформировано множество микроскопических зеркал (по одному на каждый пиксел изображения). Положением каждого зеркала можно управлять с помощью электрических сигналов, направляя луч либо в проекционный объектив, либо в сторону.
Обычно в DLP-проекторах используется одна матрица DMD, на которую через вращающийся светофильтр попеременно подается свет трех основных цветов. Условия работы DMD-матрицы не столь жестки, как в случае LCD-панели, поскольку «ненужные» составляющие светового пучка не поглощаются, а отражаются, не попадая в объектив. С другой стороны, формируемая DLP-npoектором цветовая картина более субъективна, т. к. зависит от способности зрения суммировать чередующиеся импульсы основных цветов в «усредненный» результирующий цвет. Именно появление DLP-технологии несколько лет назад стало одним из важнейших импульсов к сегодняшнему активному развитию рынка.
Предшественниками LCD-и DLP-проекторов были аппараты на основе электронно-лучевых трубок (CRT). В таком проекторе изображение формируется тремя миниатюрными ЭЛТ с очень большой яркостью изображения, отвечающими за каждый из основных цветов. Главное достоинство такой конструкции — хорошая цветопередача, максимально приближенная к телевизионной, и отсутствие дискретности изображения по строкам; недостатки — большая масса и небольшой световой поток. Поэтому такие проекторы сегодня применяются в основном в системах домашнего кинотеатра.
Наконец, компания JVC в результате «гибридизации» CRT-и LCD-технологий разработала еще один тип проекторов, получивший название D-ILA. В этих устройствах изображение формируется тремя работающими на отражение жидкокристаллическими панелями, пикселами которых управляют фоторезистивные слои, подсвечиваемые тремя миниатюрными кинескопами. Это позволяет, во-первых, добиться высокой четкости изображения без дискретных пикселов, а во-вторых, исключить поглощение света в системе управления световым пучком. Недостаток такой системы — невысокая световая эффективность проектора.
Что внутри?
Если количество фирм, выпускающих проекторы, исчисляется десятками, то круг производителей устройств формирования изображения достаточно ограничен. Что касается LCD-панелей, это в первую очередь Epson, хотя собственные панели выпускают и Sanyo, и Sony, и ряд других компаний. DMD-матрицы производит исключительно разработчик этой технологии — американская компания Texas Instruments. Если двигаться снизу вверх, то следующая по иерархии составляющая проектора — это электронно-оптический блок (LCD-или DLP-engine), включающий в себя, помимо непосредственно формирователя изображения, большое количество сопутствующих оптических и электронных компонентов. Крупнейшие производители «LCD-движков» — те же Epson и Sanyo, а DLP-блоков — компании Plus и InFocus. Многие производители проекторов создают свои модели на основе готовых электронно-оптических блоков других фирм, однако «оболочка», которой они дополняют эти блоки, также оказывает немалое влияние на потребительские характеристики проектора.
Технические характеристики
Несмотря на многообразие технологий и сложность внутреннего устройства мультимедийного проектора, количество параметров, определяющих его потребительские характеристики, вполне обозримо. Важнейшие среди них — разрешение, световой поток и масса.
Реальное разрешение проектора — величина фиксированная, определяемая количеством элементов изображения LCD- или DMD-матрицы.
Сегодня на рынке наиболее популярны проекторы с разрешением SVCA (800×600) и XGA (1024×768). Главное правило, которым следует руководствоваться при выборе подходящего проектора, простое: для получения наилучшего качества изображения реальное разрешение проектора должно совпадать с разрешением компьютера, к которому он будет подключен. Хотя многие современные проекторы способны воспринимать и отображать входной сигнал с разрешением, на одну ступень отличающимся от реального разрешения модели (например, модель с разрешением SVGA может демонстрировать изображение с исходным разрешением VGA или XGA), качество изображения при этом снижается.
Световой поток проекторов измеряется в люменах по методике ANSI (Американский национальный институт стандартов) и варьирует от 300 до 3000 и более ANSI-люмен. По мере развития технологий яркость проекторов быстро растет, и сегодня большинство предлагаемых моделей имеют яркость свыше 1000 ANSI-люмен. Выбор яркости определяется освещенностью помещения и требуемым размером изображения.
Например, если исходить из яркости изображения, принятой в кинематографии, с помощью проектора со световым потоком 1000 ANSI-люмен в полностью затемненном кинозале можно создавать изображение размером до 3>
Правда, во всем надо знать меру: если проектор с высокой яркостью установить в маленьком помещении, где площадь изображения неизбежно будет малой, то на экран будет невозможно смотреть.К тому же яркость получаемого изображения зависит не только от проектора, но и от экрана: специальный экран, отражающий свет преимущественно в направлении назад, может повысить видимую яркость изображения вдвое по сравнению с равномерно рассеивающей поверхностью.
Другой параметр, на который следует обращать внимание — контрастность изображения, т. е. соотношение яркости изображения в белом и черном полях. Чем выше контрастность, тем визуально лучше изображение (если, конечно, эффект не сводится на нет фоновой освещенностью).
DLP-проекторы обычно имеют более высокую контрастность, чем LCD-модели. Наконец, визуальная яркость изображения зависит от типа установленной в проекторе лампы. В современных проекторах обычно используются металло-галидные лампы, дающие свет с высокой степенью белизны и яркое изображение. Металло-галидные лампы отличаются длительным сроком службы (тысячи часов) и высокой ценой. Последнее заставляет производителей проекторов предусматривать специальные режимы экономии, благодаря которым срок службы лампы значительно продлевается ценой небольшого (порядка 10%) снижения яркости.
Масса проектора играет ключевую роль, если он используется для выездных презентаций. Четкие критерии портативности установить трудно: с каждым годом новые модели проекторов становятся все легче. Масса самых легких устройств уже приближается к 1 кг, а мощные стационарные модели весят 8-10 кг и более. При этом более тяжелые устройства могут оказаться дешевле или богаче функциональными возможностями, так что в случае, если проектор предназначен для стационарной установки или использования в пределах одного офиса, можно и закрыть глаза на лишние 2 кг.
Помимо перечисленных основных характеристик, существует ряд параметров, на которые тоже следует обращать внимание при приобретении проектора, например наличие полезных функций. В частности, функция компенсации трапецеидальных искажений позволяет получать изображение прямоугольной формы в случае, если проектор установлен ниже или выше центра экрана. Дистанционное управление абсолютно необходимо, если проектор планируется установить на потолке.
Варио-объектив позволяет изменять размер изображения при фиксированном расстоянии до экрана. Следует только иметь в виду, что объективы с большим диапазоном изменения фокусного расстояния имеют меньшую светосилу и потому снижают световой поток проектора, следовательно, для существенного изменения размера изображения предпочтительно использовать сменные объективы.
Разные модели проекторов могут поддерживать различные форматы и стандарты входных видеосигналов — PAL, SECAM, NTSC, HDTV, а также иметь несколько входов для компьютерного сигнала. Наконец, стоит обратить внимание и на уровень шума проектора. Если у старых моделей звук вентилятора охлаждения был достаточно сильным и мог мешать ведению презентации, то у некоторых новых устройств шум снижен до уровня шепота.
Производители и модели
Количество компаний, работающих на рынке мультимедийных проекторов, очень велико. Здесь представлены и фирмы, занимающиеся исключительно проекционным оборудованием, и специализированные подразделения крупных корпораций, таких, как Sony, и компании, предлагающие под своей маркой продукцию OEM-партнеров.
Крупнейший поставщик мультимедийных проекторов на мировом рынке — корпорация InFocus, образовавшаяся в 2000 г. в результате объединения компаний InFocus и ASK/Proxima, которые в 1999 г. занимали два первых места по объему продаж в мире. За InFocus в 2000 г. с примерно одинаковыми показателями следовали Epson (важнейший поставщик LCD-технологий), NEC, Sharp, Sony, Compaq и Toshiba.
На российском рынке представлено более 30 марок мультимедийных проекторов, некоторые из них перечислены в таблице. Из таблицы видно, насколько остра конкуренция между компаниями — производителями в «центральной» части рынка, отражающаяся и на динамике выпуска новых моделей: снижение массы и наращивание яркости ультрапортативных моделей у разных поставщиков происходит практически одновременно.
Это, конечно, отчасти объясняется тем, что многие продают продукцию своих OEM-партнеров, однако многочисленность ОЕМ-соглашений тоже свидетельствует о высоком уровне конкуренции в отрасли. Наибольшее внимание производители сегодня уделяют именно ультрапортативным проекторам, к которым принято относить устройства массой менее 5 фунтов (2,2 кг).
Главное направление развития — снижение массы: на рынке уже появились модели массой 1,3-1,4 кг с яркостью свыше 1000 лм. Модели массой 2,2-2,3 кг мало отличаются по световым характеристикам от своих более легких собратьев. Видимо, это связано с тем, что светового потока в 1000 лм достаточно практически для всех задач, с которыми могут столкнуться мобильные пользователи (исключая, пожалуй, проведение презентаций в большой, ярко освещенной аудитории).
Устройства же с меньшей яркостью и средней массой (4-6 кг) постепенно смещаются в нижнюю ценовую нишу, и их покупателями станут не только корпоративные, но и домашние пользователи. Ожидается, что после появления проекторов с приемлемой яркостью ценой менее 1 000 начнется их массовое распространение в системах домашнего кинотеатра. Все же для менее стесненных в средствах корпоративных пользователей наибольший интерес, вероятно, будут представлять мощные легкие модели.
Однако заветный рубеж в $1000 за проектор пока остается недостижимым. Самые дешевые SVGA-модели стоят сегодня около $2100, а наиболее совершенные ультрапортативные SX-GA-проекторы — от $4500 до $8000.
Однако, если темпы наращивания технических характеристик в ближайшее время останутся прежними, производителям не останется иного выхода, кроме как снизить цены на устрой-гтия спслней массы с невысокимсветовым потоком: все-таки, с точки зрения потребителя, настольный аппарат массой 4-5 кг не сравним с проектором, помещающимся в дамскую сумочку.
Глядя в будущее
По данным компании IDC, в 2000 г. малые и средние американские компании эксплуатировали в среднем 7 мультимедийных проекторов, а крупные — около 20 проекторов в расчете на одно территориально обособленное подразделение.
При этом в крупных компаниях проекторы в основном применялись в учебных целях, а в малых — для поддержки продаж. По оценкам Worldwide Data Group, объем мирового рынка LCD/DLP-проекторов в 2001 г. должен составить около $6,6 млрд, или около 1,5 млн единиц.
На этом фоне отечественный рынок, где в 2000 г., по разным оценкам, было продано от 3000 до 5000 проекторов, кажется каплей в море. В то же время круг возможных сфер применения мультимедийных проекторов весьма велик, поэтому нет сомнения, что отечественному рынку этого оборудования в ближайшие годы уготован бурный рост.
Если учесть постоянное снижение цен и кажущийся почти неизбежным переход проекторов из разряда элитного оборудования в категорию устройств потребительского класса, можно надеяться, что уже в ближайшее время мультимедийный проектор станет необходимым атрибутом каждой уважающей себя компании, а через несколько лет, возможно, и большинства учебных заведений.