Транспорт для современного человека — это уже давно нечто большее, чем просто возможность быстро переместиться из пункта А в пункт Б. Транспорт сегодня — это в первую очередь система, в зачительной мере влияющая на спектр возможностей, доступных человеку в том месте нашей планеты, где он живет и работает.
По мнению авторов статьи «На мели: как разрушение системы общественного транспорта в Америке увеличивает неравенство», опубликованной на днях на сайте издания The Atlantic, в городах и районах США отсутствие инвестиций в развитие системы общественного транспорта приводит к тому, что многие граждане оказываются фактически на обочине жизни, теряя доступ к рабочим местам, товарам и услугам, часто даже элементарным.
Как отмечается в публикации, деградация транспортной инфраструктуры стала настоящей проблемой для американцев, причем независимо от уровня благосостояния каждого.
«По всей стране дороги разрушаются, мосты нуждаются в ремонте, железные дороги не соответствуют существующим требованиям. Лучшие общественные автобусы и поезда, более безопасные веломаршруты — этого хотят почти все, кто живет в крупных городах. Однако есть и разница между желаниями и необходимостью: общественным транспортом предпочитают пользоваться многие, но для людей с низкими доходами, которые не могут позволить себе автомобили, он — просто необходим.»
Таким образом, отсутствие качественной системы общественного транспорта порождает социальное неравенство в обществе. Доступ ко всему, что связано с возрастающей мобильностью и экономическим прогрессом — хорошей работе, качественному питанию, доступным товарам, медицинским и образовательным услугам — определяется возможностью добраться до всего этого оптимальным путем и за приемлемые деньги. Другими словами, сегодня географическая мобильность напрямую связана с так называемой экономической мобильностью (к слову, о возможности повышения экономической мобильности — размещение рекламы в маршрутках Киева — подробнее).
В качестве иллюстрации авторы материала приводят несколько интересных фактов. В частности, отмечается, что в последние пять лет во многих мегаполисах, включая Нью-Йорк, Портленд и Сент-Луис, повышаются тарифы на проезд, чем создается дополнительная финансовая нагрузка на домохозяйства с низким уровнем дохода. А в качестве альтернативы общественному транспорту предлагаются варианты вроде проката велосипедов, которые, в теории, должны быть более доступными и дешевыми.
Такие программы действительно работают. Но есть и ряд важных нюансов: во-первых, их владельцы, как правило, стараются размещать точки проката в более-менее богатых районах, а во-вторых, чтобы взять велосипед напрокат, требуется такой финансовый инструмент, как кредитная карта, которой у многих бедных американцев попросту нет.
Так, по данным недавнего опроса, проведенного в Вашингтоне (округ Колумбия) среди клиентов местной системы проката велосипедов, в городе, где более 50% населения составляют чернокожие, прокатными велосипедами в основном пользуются белые мужчины, у подавляющего большинства которых годовой доход превышает $100000.
Бедным же американцам по-старинке приходится довольствоваться общественным транспортом, и в этом, считает журналист The Atlantic, кроется ужасающая своими размерами проблема городов США. Дело в том, что основным городским транспортом в крупных городах по-прежнему остается метрополитен. Малоимущие горожане, которые живут в околоцентральных районах, до метро добираются на автобусах. Но в настоящее время автобусный парк сильно изношен и не обновляется, кроме того часто водители общественных автобусов в связи со сложной криминогенной обстановкой в районе отказываются проезжать весь маршрут и/или не останавливаются на каждой остановке. В свою очередь пассажирам приходится часами ждать своего автобуса на остановке, что тоже получается не у каждого. К тому же бедные районы перенаселены, автобусы не только ходят редко, но представляют собой устаревшие модели с недостаточными размерами салонов. Так что, даже дождавшись автобуса, человек имеет все шансы в него не попасть.
«Это означает, что из-за неадекватного американского общественного транспорта американцы застряли, как в переносном, так и в прямом смысле слова» — отмечает The Atlantic.