Немецкий автопром, самая важная отрасль экономики Германии, вынужден буквально бороться за жизнь. Концерн Volkswagen рассматривает возможность массового закрытия своих заводов в стране.
… что, по мнению профильных экспертов, создает крайне серьезные риски.
Конфликт с профсоюзами назревает
Как сообщили представители компании на днях, в рамках комплекса мер по спасению себя Volkswagen изучает в частности возможность прекратить соглашение с сотрудниками о защите рабочих мест.
Не пропустите: Самые дорогие автоконцерны Европы — VW в отрыве
Кроме того VW рассматривает возможность отказа от производства легковых автомобилей с двигателями внутреннего сгорания, поскольку выручка и прибыль от их продаж постоянно снижаются из-за увеличения интереса к электромобилям и падения потребительских расходов.
Грядущий полномасштабный трудовой спор станет серьезной проблемой для генерального директора VW и Porsche. А ведь война с профсоюзами стоила места многим его предшественникам.
Так предыдущие столкновения прекратили или сократили сроки полномочий высших руководителей, в том числе бывшего генерального директора Бернда Пишетсридера, бывшего руководителя бренда VW Вольфганга Бернхарда и Герберта Дисса , предшественника Блюма на посту генерального директора. Все трое тоже пытались добиться повышения эффективности, в первую очередь предприятий VW в Германии.
Volkswagen теряет конкурентные преимущества
Столь масштабная остановка заводов VW в Германии будет первой за 87-летнюю историю компании. Впрочем, после новостей о снижении убытка этого года на 13% акции VW даже выросли на 1.3%.
«По мере того как в Европу заходят новые игроки, экономическая ситуация лишь усложняется, — заявил генеральный директор VW Оливер Блюм. — Германия как место ведения бизнеса отстает с точки зрения конкурентоспособности».
Прибыли VW снизились из-за более высоких затрат на логистику, энергию и рабочую силу. Выручка марки упала до 2.3% в первом полугодии (с 3.8% годом ранее).
Компания также потеряла позиции на своем крупнейшем рынке — в Китае. Ассортимент моделей электромобилей, предлагаемых на Дальнем Востоке, значительно отстает от конкурентов, а в Европу поставляются более дешевые китайские электромобили .
Политическая ситуация
Неизбежный конфликт с профсоюзами в одной из крупнейших компаний Германии ставит под угрозу послевоенный консенсус, который дает сотрудникам право влиять на решения работодателя.
О соглашении, действовавшем несколько десятилетий, похоже, придется забыть. Немецкая промышленность уже не справляется с конкурентами, но во власти правят пока только популистские идеи.
В воскресенье результаты выборов в двух восточногерманских землях нанесли еще больший урон социал-демократам канцлера Олафа Шольца и обоим его партнерам по коалиции.
Партия «Альтернатива для Германии» (AfD) заняла второе место в Саксонии, где в городе Цвикау у VW завод по производству электромобилей.
AfD также выиграла выборы в соседней Тюрингии, что стало первым триумфом крайне правой партии на государственных выборах в Германии после Второй мировой войны.
«Я глубоко обеспокоен тем, что руководство VW Group больше не исключает возможности закрытия заводов и принудительных увольнений, — заявил в интервью Bloomberg News депутат от СДПГ Бернд Вестфаль, представитель экономической политики парламентской группы Шольца. — Парламентская фракция СДПГ твердо стоит на стороне трудящихся и ожидает конструктивных переговоров с производственными советами и профсоюзами».
Конец двоевластия и … мечтам о новых моделях
В VW работает около 650 000 сотрудников по всему миру, из которых почти 300 000 — в Германии. Половину мест в наблюдательном совете компании занимают представители профсоюзов.
Немецкая земля Нижняя Саксония, которой принадлежит 20% акций в компании, часто становится на сторону профсоюзов. Эта договоренность является частью сложной системы управления, в которой руководство концерна при принятии важных решений обязано заручаться поддержкой не только семьи миллиардеров Порше-Пьех, но и профсоюза.
Глава производственного совета Даниэла Кавалло накануне заявила, что VW грозят огромные убытки. Поэтому компания рассматривает возможность закрытия как минимум одного крупного автомобильного завода и одного завода по производству комплектующих в Германии, а также прекращения контрактов по заработной плате.
VW также «исключает» запуск в серийное производство модели компактного электрического внедорожника на своем главном автомобильном заводе в Вольфсбурге с 2026 года, что имеет решающее значение для заполнения производственных мощностей завода, сообщил производственный совет.
Модель Trinity, производство которой в настоящее время запланировано в Цвиккау, тоже находится под угрозой задержки.
Представитель властей Нижней Саксонии уже заявил, что поддерживает меры VW по сокращению расходов, однако отметила, что необходимо также рассмотреть и альтернативные варианты в переговорах с представителями профсоюзов.
«Мы ожидаем, эффективные альтернативы позволят избежать закрытия заводов, — подчеркнул Стефан Вайль, премьер-министр Нижней Саксонии и член наблюдательного совета VW. — Правительство земли уделяет этому особое внимание».
Еще один камень в экономической лавине Германии
Планы VW грозят обострением экономических проблем в Германии, где промышленные компании серьезно урезают инвестиции.
Рыночная стоимость VW упала примерно до 51 миллиарда евро, хотя компания продолжает получать прибыль: операционная прибыль в прошлом году составила 22,6 миллиарда евро.
Непопулярное коалиционное правительство Германии во главе с социал-демократами Шольца борется с внутренними конфликтами, но это только ухудшает экономическое положение страны.
В прошлом году правительство резко отменило стимулы для покупки электромобилей, что повлекло за собой падение продаж на крупнейшем автомобильном рынке Европы.
«Автомобильная промышленность сталкивается с серьезными проблемами во всем мире и переживает глубокую трансформацию, которая требует от компаний стратегических решений, — говорится в заявлении Министерства экономики. — Очень важно, чтобы компании и их руководство действовали ответственно и в теснойм взаимодействии с социальными партнерами».
Производство Audi Q8 e-tron тоже сворачивается
Планы VW относительно сокращения производства в Германии последовали за объявленным не далее как в июне намерении закрыть завод в Брюсселе, который выпускает электрические Audi.
Предприятие тоже вынуждено бороться с высокими производственными затратами и слабым спросом на единственную модель, которую он производит: роскошный Q8 e-tron.
Компания VW также понизила свои прогнозы на этот год, что может быть частично связано с дополнительными расходами, от закрытием бельгийского завода.
Последний раз концерн VW закрыл крупный автозавод более 30 лет назад. Потом закрыл сборочный завод в США.
Сегодня же заводы Volkswagen по производству автокомплектующих работают в Брауншвейге, Касселе, Зальцгиттере, Ганновере и Хемнице, а сборочные заводы — в Вольфсбурге, Эмдене, Цвикау, Дрездене, Оснабрюке и Ганновере. via