Потенциал (прежде всего коммерческий) водорода как безуглеродного топлива настолько интересен, что бизнес и даже правительства по всему миру планируют настроить в общей сложности порядка 1600 заводов по его производству.
При этом в СМИ всячески подчеркивается, что «зеленый водород» производить можно экологически чистым способом, используя электричество ветра или солнца.
Но есть одна проблема: у подавляющего большинства заявленных проектов пока нет ни одного заказчика, готового этот самый водород покупать.
Не пропустите: Япония вкладывает еще $20 млрд в водород
А те немногие, которые якобы уже успели найти каких-то покупателей, контракты на продукцию, как пишет Bloomberg, изначально подписывают «с такими расплывчатыми и необязательными условиями«, чтобы их можно будет отменить с минимальными последствиями, если потенциальные покупатели передумают.
В результате многие проекты, о которых сейчас с большой помпой заявляют правительства стран, стремящихся стать «водородной Саудовской Аравией«, вероятнее всего, не будут реализованы никогда.
Сегодня реальные контракты с потребителями продукции имеют только 12% из уже построенных водородных заводов.
«Ни один здравомыслящий разработчик проекта не начнет производить водород, пока у него не будет покупателя на него, и ни один здравомыслящий банкир не одолжит деньги на разработку проекта, пока у него не будет достаточной уверенности, что этот водород кто-то купит», — отмечается аналитик BloombergNEF Мартин Тенглер.
По словам эксперта, нетрудно понять, почему сторонники водорода видят в нем такой потенциал. Это топливо может иметь решающее значение для достижения так называемых «нулевых чистых выбросов» и, следовательно, больших успехов в борьбе с изменением климата.
Водород, напоминает эксперт, сгорая в турбине или в топливных элементах производит энергию без выделения парниковых газов в атмосферу. Если его производить из воды и с применением ВИЭ (а не из природного газа), то углекислый газ не выделяется.
Более того, многие авторитетные аналитики не видят иного способа произвести декарбонизацию сталелитейной, судоходной и других отраслей, которые перевести на одно только электричество с современными технологиями невозможно.
По оценкам BloombergNEF, в 2050 году для декарбонизации мировой экономики потребуется 390 миллионов тонн водорода в год. Это более чем в четыре раза превышает объемы, расходуемые сегодня.
Но переход на водород — процесс сложный. Большинству предприятий, которые могли бы использовать водород, потребуется новое дорогостоящее оборудование, которое они пока не хотят закупать.
Кроме того «зеленый водород», полученный из экологически чистой энергии, будет стоить в четыре раза дороже, чем водород, полученный из природного газа.
И инфраструктуру для водорода — не только заводы по его производству, но и трубопроводы для его транспортировки — строить тоже сложно и дорого, в особенности с перспективой, что спрос на него в ближайшие годы не появится.
Тем не менее, процесс идет
Страны, обладающие потенциалом производства большого количества электроэнергии из возобновляемых источников, такие как Чили, Австралия и Египет, объявили о масштабных планах по производству этого топлива, в основном на экспорт. Один только Китай уже заявил о строительстве более 360 заводов по производству экологически чистого водорода.
Европейский Союз тоже поставил перед собой цель к 2030 году производить десять миллионов тонн безуглеродного водорода и импортировать такое же количество. А в США президент Джо Байден выделил восемь миллиардов долларов на создание так называемых водородных центров, то есть группы компаний, производящих и использующих это топливо.
Генеральный директор Plug Power Энди Марш заявил в интервью Bloomberg, что его компания проектирует несколько европейских проектов, которые в совокупности будут использовать около 4.5 гигаватт возобновляемой энергии для производства зеленого водорода.
«Если нам удастся реализовать хотя бы половину из них, мы будем счастливы, — сказал он. — И даже если нам удастся реализовать четверть, мы тоже будем рады».
Но, как уточнил эксперт, несмотря на то, что ЕС наметил весьма амбициозные цели, государства-члены не спешат пока принимать новые правила, и это сдерживает частные инвестиции.
В США же, пока бизнес и администрация Байдена продолжают спорить по поводу требований о применении налоговых льгот на водород в соответствии с федеральным законом, экспортно-ориентированные проекты тоже «зависают».
Стоит также напомнить, что в отличие от систем транспортировки природного газа и нефти, глобальной системы транспортировки водорода пока не существует. А она требует переохлаждения, сжатия или транспортировки в другой, более удобной форме, например, в виде аммиака, который сочетает в себе водород с азотом.
Вернер Пониквар, генеральный директор компании Thyssenkrupp Nucera, производящей водородное оборудование, одним из лучших вариантов решения проблемы называет трубопроводы. Но этот вариант подходит не всем потенциальным экспортерам водорода.
«Возить через океан сложнее, — отмечает Пониквар. — В этой связи многие весьма амбициозные проекты будут незаметно свернуты. А строительство некоторые заводов уже отложено».
Как сказал Пониквар, сегодня шансы на успех имеют только те проекты, которые предусматривают организацию целой экосистемы, от размещение водородной установки рядом с источником чистой энергии до готовых клиентов под рукой.
Например, его компания поставляет оборудование для водородного завода расположенного на севере Швеции, а он в свою очередь будет поставлять водород на металлургический завод, который рядом строит H2 Green Steel.
На этот проект уже выделено 6.5 миллиардов евро. Электроэнергию станция будет получать от гидроэлектростанций, которых в регионе несколько. Компания уже подписала контракт с Mercedes-Benz на поставку 50 000 тонн стали в год.
Не пропустите: В КНР открыт центр контроля качества водородной энергии [видео]
По такому же пути пошла и компания Hy Stor Energy. Она предложила проект, который будет расположен рядом с заказчиком, компанией SSAB.
Водород планируется производить в американском штате Миссисипи с использованием энергии ветра и геотермальной энергии и затем хранить его в подземной соляной пещере. Строительство, правда, еще не начинали, но завод планируется сдать в эксплуатацию к 2027 году.
«Мы не пытались продать проект людям, а фактически строим его вокруг клиента, — считает генеральный директор Hy Stor Лаура Люс. — Я думаю, что именно такие проекты в конечном будут реализованы». via