Ikasazu, korosazu: японский бизнес учат поднимать цены

Японская экономика вступает в ключевую фазу. После многих лет стагнации и десятилетий дефляции в настоящее время наблюдается некоторое восстановление. Но при этом наибольшие проблемы возникают у малых и средних компаний.

По мнению экспертов, экономическое будущее Страны восходящего солнца зависит от того, удастся ли восстановить здоровый цикл заработной платы и цен.

Ползучий кризис в Японии начался с лопнувшего спекулятивного пузыря в начале 1990-х годов и продолжался до окончания пандемии. Так называемые потерянные десятилетия недавно завершились ростом экономической активности и ростом цен импортированной инфляции.

Не пропустите: Honda закрывает два из своих шести автозаводов в Китае

Проблемы малого и среднего бизнеса

Малые и средние предприятия, которые составляют 90% экономики страны вынуждены бороться с ростом цен на сырье и комплектующие.

Вместе с тем им же приходится преодолевать и серьезное давление со стороны клиентов, часто более крупных компаний, которые требуют удерживать низкие цены.

В Японии просить больше денег часто расценивается как жадность. А после нескольких лет снижения цен большинство людей выступают против их повышению.

Большие деньги: квадриллион иен стоят иностранные активы японских инвесторов

Заплаты повышает только крупный бизнес

Судя по всему, ярлык «жадной» корпорации не распространяется на предприятия-гиганты Токио и других крупных городов, которые без проблем не только требуют от подрядчиков снижения цен, но и повышают зарплаты персоналу.

Этой весной работники транснациональных корпораций получили самый высокий годовой прирост заработной платы за 33 года — 5.1%.

В более мелких компаниях рост был гораздо меньшим, что не компенсировало потребительскую инфляцию, составившую в июне 2.8%.

Постоянно растущие цены на продукты питания и коммунальные услуги в сочетании с неизменной заработной платой будут все больше душить внутренний спрос. Так что отсутствие возможности говорить о деньгах и издержках может вскоре привести к волне банкротств в Японии.

Тем более, что в марте центральный банк повысил стоимость заимствований впервые с 2007 года, положив конец 14 годам отрицательных процентных ставок.

О следующем раунде повышения Банк Японии объявил в последних числах июля. Сейчас они составляют 0.25 процента. От того, последуют ли малые и средние предприятия этому примеру и повысят цены, в конечном итоге будет зависеть, реально ли так широко разрекламированное глобальное возрождение экономики стоимостью 4.2 триллиона долларов.

Ikasazu, korosazu: японский бизнес учат поднимать цены

Забытое искусство переговоров возрождается

А тем временем по всей Японии директора и менеджеры записываются на курсы, где учат договариваться о ценах.  Об одном из таких проектов, который организовал местный фонд поддержки предпринимательства, а возглавил 70-летний опытный переговорщик Икко Канонджи, пишет Bloomberg.

В своей презентации под названием «Ноу-хау трансфера цен» Канонджи советует неопытным бизнесменам готовиться к переговорам заранее. По мнению наставника, результаты 80% переговоры определяются именно уровнем предварительной подготовки сторон:

«Решите для себя, чем вы можете торговать и на какие уступки готовы пойти: от условий оплаты и эксклюзивности до сроков поставки и послепродажного обслуживания».

По словам Канонджи, цель любых переговоров — найти лучшее решение для обеих сторон. У каждого переговорщика свой уникальный стиль , и важно его знать.

«Решите, вы хладнокровно аналитичны или привлекательно дружелюбны, — говорит переговорщик.

Что характерно, различия в стиле переговоров коуч иллюстрирует в частности примерами из истории феодальных воен Японии:

«Ставьте четкие цели. Подготовьте альтернативные варианты на случай, если что-то пойдет не так, как планировалось. Это не драка».

Крупнейшая в мире выставка робототехники IREX-2019 открылась в Токио [видео]

Ikasazu, korosazu!

На своих занятиях Канонджи также объясняет причины, по которым небольшие компании в Японии попадают в затруднительные ситуации.

Есть старая японская поговорка «Ikasazu, korosazu«, которую можно перевести как «не давай им жить, но и не дай им умереть«.

Первоначально оно определяло отношения между феодалом и крестьянами, проживающими на его землях. В настоящее время этот девиз гораздо ближе к современной японской промышленной политике, где мелкие поставщики обслуживают гигантские предприятия, которые питают экономику страны и представляют её на международном уровне.

И крупный бизнес отлично понимает мощь своей нынешней власти. Стоит только крупной корпорации отозвать заказы,  как более мелкие компании могут просто обанкротиться.

«Решающим фактором для владельцев бизнеса в ходе переговоров является страх», — считает Канонджи.

Нехорошая зависимость

Таким образом возникает нездоровая зависимость: более мелкие компании могут сохранять свои контракты, но вынуждены довольствоваться плохими условиями сотрудничества.

Когда компании не могут повысить цены на свою продукцию и услуги, они не могут передать часть прибыли работникам в виде заработной платы, цитирует Bloomberg Дональда Лоу, профессора государственной политики Гонконгского университета науки и технологий.

В стране с ограниченным благосостоянием именно государства поддерживают систему социальной защиты. Люди соглашаются на низкооплачиваемую работу, но взамен надеются сохранить ее. Культура труда в Японии более ориентирована на группу и меньше ориентирована на индивидуальный успех и деньги, чем в гиперконкурентных компаниях США , где слабых работников увольняют регулярно.

А без устойчивого роста высоких зарплат, которые приводят к росту цен, экономика колеблется. Она не способна запустить классический цикл «зарплата-цена», считает Лоу. Только когда более высокие доходы приведут к более высоким ценам, центральный банк увидит здоровый рост цен, к которому он давно стремился, добавил профессор.

Новые японские игры на iPhone официально - как это делается

Не пропустите: Автоматизация промышленности: у кого роботов больше [видео]

Деловые переговоры и денежно-кредитная политика

Переговоры – обычное дело для всего западного бизнеса. В Японии феодальная история и десятилетия дефляции заставили большинство японцев забыть, как думать об экономическом будущем компании.

По словам Канонджи, спрос на его курсы сегодня самый высокий за последние 20 лет. В первую очередь учиться переговорам приходят мелкие и средние предприниматели, на которых держится вся японская экономика.

Повышение цен являются движущей силой любой экономики, инфляции. При условии, конечно, что грамотная денежно-кредитная политика центробанка держит её под контролем, не позволяя падать слишком сильно или превышать разумный порог в 2.5%. via

Что будем искать? Например,VPN

Мы в социальных сетях