Цены на морские перевозки растут уже несколько недель к ряду. Средняя стоимость перевозки контейнера сейчас более чем на 250% выше, чем год назад.
При этом цены будут расти и дальше, что может стать тяжелым бременем для торговли и борьбы с инфляцией. Прибыли ритейлеров, вероятно, снизятся, а значит все мы будем платить больше за самые разные товары.
Вместе с тем крупнейшие судоходные компании точно не в убытках — акции Maersk на прошлой неделе выросли более чем на 8%.
Не пропустите: Более 90000 грузовых поездов отправил Китай в Европу [видео]
По данным консалтинговой компании Drewry, стоимость доставки стандартного морского контейнера (76.2 м3, вмещающего 25 европоддонов) сейчас составляет в среднем 5318 долларов США, что на 256% больше, чем год назад.
Средняя цена доставки за первые шесть месяцев этого года составила 3579 долларов, что на 30% выше среднего показателя за 10 лет (2748 долларов).
Атаки хуситов в Красном море вынуждают грузовые корабли избегать этого района и выбирать более длинные маршруты.
В свою очередь, альтернативные маршруты судоходства вокруг юга Африки увеличивают не только расстояние примерно на 11 000 морских миль (и транзитное время на 1-2 недели), но и затраты на топливо примерно на 1 миллион долларов за рейс.
В результате средние затраты на перевозку на маршруте Шанхай-Роттердам выросли больше всех восьми основных маршрутов, увеличившись за последние 12 месяцев на 458%. На этом маршруте не хватает 10-15% пропускной способности.
Но и это не все проблемы. В Панамском канале скорость судов снижена из-за понижения уровня воды. Количество грузовых кораблей, которые могут проходить канал, тоже уменьшено. В результате доставка из Китая на восточное побережье США занимает примерно на 7-10 дней больше времени.
Сингапур, второй по величине порт в мире, также демонстрирует признаки заторов. Обычно корабли останавливаются здесь на один-два дня, но сейчас некоторые из них вынуждены пребывать там на несколько дней дольше.
Все эти факторы, а также высокий спрос со стороны США и Европы и приводят к росту цен, от которого впрочем контейнерные грузоотправители пока только выигрывают.
Цена акций компании Hapag-Lloyd, к примеру, с начала года выросла почти на 16%, хотя за последние 12 месяцев она потеряла более 15%. Акции Maersk, с другой стороны, выросли более чем на 8% за последние пять дней, но с начала года упали на 2%.
Не пропустите: Доставка товара из Китая сегодня — как не прогадать со сроками
По мере роста цен на морские перевозки растут и цены на авиаперевозки. По данным Xeneta, цены на поставки из Центральной Азии и Ближнего Востока в Европу в мае были на 110% выше, чем год назад.
Тарифы на маршрутах из Юго-Восточной Азии и Китая в Северную Америку выросли на 65 и 43%, в то время как ставки на маршруте Китай-Европа также продемонстрировали двузначный рост, увеличившись на 34% в годовом исчислении.
Рост транспортных расходов будет означать рост цен на большинство импортируемых товаров. Некоторые товары могут поступать с задержкой, что может даже вызвать временный дефицит.
Плюс, рост цен усиливает и инфляционное давление. И это в то время, когда нынешняя напряженность между США, Европой и Китаем может в любой момент стать причиной очередной волны тарифных или торговых санкций. via