Европейская экономика стремительно теряет некогда, казалось бы, непоколебимую позицию в мире. И США, и азиатские страны во главе с Китаем сегодня уверенно обгоняют ЕС.
При этом столь быстрое снижение конкурентоспособности экономики стран ЕС уже начинает пугать европейские элиты, большинство из которых по-прежнему предпочитают игнорировать проблему.
А на тех, кто пытается о ней говорить, мгновенно навешивается ярлык «российский агент».
«Деловой авторитет Германии в мире давно не опускался столь низко, — говорит, нет, не Дмитрий Медведев, а … Теодор Веймер, глава немецкой фондовой биржи Deutsche Börse. — С экономической точки зрения мы встали на кратчайший путь к тому, чтобы снова стать развивающейся страной».
По мнению Веймера, Германия превратилась в эдакую «заводь», которая за последние 20 лет стремительно приходит в упадок ибо уже не способна достаточно инвестировать в инновации, в том числе в области цифровизации.
Германия, как двигатель экономики ЕС, серьёзно засбоила
Очевидных причин тому, по словам Теодора Веймера, как минимум четыре. Во-первых, это евро, который долгое время был слабее старой немецкой марки, а теперь страны с чрезмерной задолженностью, прежде всего Франция с Италией, фактически начинают от него отказываться. А слабый евро лишает немецкие компании стимулов к инновациям.
Во-вторых, Германии сильно вредит неуправляемая энергетическая трансформация, Energiewende, а точнее, ставка на экологически чистые источники энергии и газ с отказом от ядерной энергетики. В итоге, постоянно дорожающая энергия еще больше подрывает конкурентоспособность Германии.
В-третьих, Германии сегодня приходится преодолевать последствия неправильной миграционной политики. Экономически выгодная иммиграция должна быть результатом целенаправленного, избирательного подхода, подобного тому, который применялся Западной Германией в 1950-х и 1960-х годах.
Правительство же Ангелы Меркель «поддалось левой фантасмагории и ошибочно воспринимало иммиграцию как вопрос принципа, а не меры«.
Понятно, что сочетание щедрого государства всеобщего благосостояния – щедрого даже по отношению к иммигрантам – и открытых границ не может быть экономически устойчивым, и, в конечном счете, не является устойчивым в социальном плане, с точки зрения безопасности и политически.
И четвертая важнейшая проблема Германии – это неуправляемая экологическая политика, то есть фиаско «Зеленого курса». Он наносит сильнейший ущерб немецкой автомобильной промышленности и другим отраслям, которые сталкиваются с более жесткими ограничениями, чем конкуренты на других континентах, особенно в США и Китае.
Не пропустите: Треть электричества Германия по-прежнему производит из угля
Упадок Германии является проблемой для всего ЕС. Поэтому властям страны приходится прибегает к мерам, которые совсем недавно подвергались нещадной критике.
Один из самых свежих тому примеров — резкое повышение пошлин на китайские электромобили. Притом, что Франция уже настаивает на введении таких же высоких пошлин и солнечные панели, произведенные в Китае.
Стоит отметить, что против повышения тарифов на китайские электромобили протестовали и канцлер Германии Олаф Шольц, и руководители крупных немецких автомобильных компаний, таких как BMW. Немецкий автопром вполне обоснованно опасается ответных мер со стороны Китая.
Однако раскол между «прокитайской» Германией и Брюсселем, который внезапно поставил в приоритет не свободный рынок и декарбонизацию, а какие-то «иные ценности» лишь иллюстрирует тот факт, насколько шокированы элиты ЕС потерей конкурентоспособности и тем, насколько быстро этим воспользовался Китай.
И новыми пошлинами на китайские товары проблему в долгосрочной перспективе никак не решить. Без радикальной трансформации экономики ЕС и его внутреннего рынка Китай не догнать.
По мнению Теодора Веймера, ЕС необходимо дерегулировать, либерализовать, радикально сократить субсидии и социальные расходы, срочно приостановить действие «зеленого курса» и квот на выбросы и, возможно, разделить еврозону на южное и северное крыло. via