Покупатели лития и в частности производители аккумуляторов нынче очень осторожны в отношении перспектив поставок этого металла.
Рынок лития пережил рыночные американские горки : восстановление и резкий рост цен, за которым последовал рыночный кризис.
С 2020 года по 2022-й года на фоне ажиотажного спроса цены на литий выросли до рекордного уровня. Но уже в этом году из-за быстрого расширения производства металла и существенно меньшего, чем ожидалось, спроса на аккумуляторы литий подешевел примерно на 80%.
Не пропустите: Сколько лития хватит миру: прогнозы неоднозначны — Bloomberg
Последствия катастрофы
Последствия снижения цен на литий ощутили как покупатели, так и продавцы. Акции компаний Albemarle, Ganfeng Lithium Group и других производителей в этом году упали. И некоторые из этих компаний в настоящее время производят больше, чем удается продать.
Вместе с тем, основные покупатели аккумуляторных батарей, в том числе Tesla и Ford, чьи прибыли в прошлом году значительно снизились как раз из-за удорожания аккумуляторов, в этом году «почувствовали облегчение» (даже несмотря на то, что вынуждены переживать большой продаж электромобилей).
Рынок лития по-прежнему нестабилен
Если несколько лет назад производители лития все как один вели переговоры о долгосрочных контрактах на поставку по фиксированным ценам, то в этом году ситуация другая, поскольку скачки цен начали создавать большие проблемы производителям аккумуляторов и автомобилей. Теперь рынок переходит на годичные контракты со сделками с премией или скидкой к спотовым ценам.
Впрочем, переговоры по литию, которые обычно проходили с ноября и до конца года, еще не завершены. По словам инсайдеров, объемы законтрактованных поставок практически такие же, как были в прошлом году. Однако стороны активно обсуждают возможность снижения цен примерно на 5-10% (от спотовых).
Не пропустите: Электромобиль с экспериментальной HiNa батарей представила JAC
Что дальше?
Крупнейшим потребителем лития, безусловно, остается Азия. Основной объем металла по годичным контрактам забирают покупатели из Южной Кореи, Японии и Китая.
Цены на литий в настоящее время находятся на самом низком уровне с 2021 года , что является заметным изменением по сравнению с прошлым годом, когда автопром был серьезно обеспокоен дефицитом лития в долгосрочной перспективе.
Сегодняшние объемы производства будут существенно превышать спрос. Покупатели создали достаточные запасы лития, которые могут расходовать в случае задержки поставок. Кроме того, некоторые производители электромобилей уже корректируют планы развития.
Некоторые аналитики по-прежнему считают, что дешеветь литию осталось недолго. Но и резкое его удорожание кажется маловероятным. В частности эксперты Rystad Energy прогнозируют, что спрос на аккумуляторы в мире в следующем году вырастет не более чем на 38%. Для сравнения, в этом году он вырос на 53%, по сравнению с прошлым. via