Вслед за антимонопольным иском против поискового бизнеса Alphabet Министерство юстиции США подало аналогичный иск и против рекламного бизнеса корпорации.
Теперь исход судебного разбирательства в Вашингтоне по делу о нарушении антимонопольных норм компанией Google окажет важнейшее влияние на развитие интернета и поисковых систем в будущем.
Об этом заявил представитель Министерства юстиции США, выполняющего также функции генеральной прокуратуры, Кеннет Динцер.
Не пропустите: Основные игроки рынка ИИ: кто и почему
Минюст США и несколько американских штатов, напомним, предъявили Google антимонопольный иск еще в октябре 2020 года.
Компанию обвинили в нанесении серьезного ущерба конкуренции на онлайн-площадках. Власти США, в частности, утверждают, что Google злоупотребляет положением оператора ведущего поискового сервиса и недобросовестными методами сдерживает развитие конкурентов.
Разбирательство этого дела по существу началось во вторник. А профильные эксперты по этому поводу отмечают как минимум три весьма занимательных момента:
- во-первых, несмотря на свою более чем вековую историю американское антимонопольное законодательство еще не имеет опыта в деле регулирования так называемых «бесплатных цифровых продуктов«;
- во-вторых, процессы рассмотрения и поиска эффективных решений по этому и сопутствующим вопросам могут продолжаться десятилетиями;
- в-третьих, в «самом худшем случае» дело может завершится разделом корпорации к большой выгоде её акционеров, поскольку, как показывает история Standard Oil (1911 г) и Microsoft (2002 г), такие меры устраняют элемент неопределенности и способствуют быстрому росту стоимости акций новых компаний.
Не пропустите: GAFAM против Евросоюза: чья конкуренция добросовестнее?
Одним из самых известных из таких «худших случаев» стал крах Standard Oil в 1911 году. На то время компания контролировала порядка 90% нефтяной промышленности США.
Решением суда она была разделена на 34 отдельные компании, и стоимость которых в сумме резко возросла. Но вот процесс этот длился очень долго: от первого судебного иска, поданного правительством и до вердикта суда, прошло почти 20 лет.
Однако бывшие «части» Standard Oil функционируют до сего дня. Это, в частности, известные всем корпорации Exxon, Chevron, BP и Marathon.
В 1911 году разделена была и компания American Tobacco. Спустя 5 лет непрерывных судебных разбирательств «Tobacco Trust», занимавший доминирующего положения на рынке, был разделен на четыре компании. Сегодня они — часть корпорации British American Tobacco.
Эти и прочие, менее знаменитые разделы осуществлены были по принятому в 1890 году Закону Шермана. А в 1914 году после внесения ряда поправок принят был Закон Клейтона. Эти законы до сих пор принято считать основой американского антимонопольного законодательства.
Именно в соответствии с ними в 1984 г. произошло разделение AT&T и Bell System с выделением семи региональных операционных подразделений. Разбирательство длилось 10 лет. Активами бывшей «Ma Bell» сегодня владеют AT&T и Verizon.
Не пропустите: Ничто не ново: как смартфоны повторяют Войну швейных машин
А совсем недавно (и чуть менее драматично), в 2001 году корпорация Microsoft уступила требованиями американского правительством и согласилась не так активно навязывать браузер Internet Explorer пользователям операционной системы Windows.
Этому соглашению предшествовала победа в апелляции и отмена решения суда о разделении корпорации на две части. Плюс, хотя тяжбы и длилась целое десятилетнее, инвесторы Microsoft от этого только выиграли (см. график)
А с другой стороны, пока Microsoft вынуждена была отбиваться от исков, Google активно развивала свой поисковый бизнес, а Apple получила возможность прочно закрепиться на рынке цифровой музыки со своим iPod.
Помимо этого, Microsoft упустил возможность заработать на продвижении системы Windows Mobile для смартфонов, которая вышла на рынок гораздо раньше, чем Apple iOS.
И в целом, до начала судебных тяжб с правительством США компания Microsoft была безусловным мировым лидером в сфере высоких технологий, а после — вынуждена играть роль догоняющего сразу в нескольких важных для себя областях бизнеса.