Бизнес-класс, который всегда был не по карману большинству обычных авиапассажиров, нынче не по бюджету даже крупным коммерческим компаниям.
Авиабилеты на самых дальних маршрутах, например, между Нью-Йорком и Сиднеем, могут стоить и по 20 тысяч долларов, что вдвое дороже, чем до пандемии.
Как отмечают эксперты Bloomberg, хотя сегодня спрос явно превышает предложение, но это тоже не надолго — однажды корпорации скажут, что больше такого им не надо.
Кризис на рынке пассажирских авиаперевозок
По мере послабления карантинных ограничений в мире, внезапно выяснилось, что пассажиропоток растет стремительно, а авиакомпании не успевают привести во порядок свои парки и вернуть на рабочие места персонал. В итоге — грандиозные «пробки» в аэропортах, дефицит мест на рейсах и мгновенный рост цен на билеты, при этом проблему непрерывно усугубляет еще и удорожание топлива.
Не пропустите: ПЛАНИРУЙТЕ С УМОМ: В КАКИХ АЭРОПОРТА РЕЙСЫ ЗАДЕРЖИВАЮТ И ОТМЕНЯЮТ ЧАЩЕ
По прогнозам Global Business Travel Association, авиабилеты бизнес-класса подорожают на 45% к концу в 2022 года и еще на 6.2% — в следующем.
В реальности же билеты бизнес-класса на рейсы из США в Европу выросли на 52% с января по август, заметно обогнав в темпах и эконом-класс и премиум. До такой степени, что даже состоятельные корпорации начали изыскивать способы, как сэкономить на перелётах. Что, само собой, никак не хорошо для авиакомпаний.
Меньше деловых поездок?
Как заявлял еще в 2020 году Билл Гейтс, миллиардер и соучредитель Microsoft Corp, после коронавируса количество командировок уменьшиться на 50%. А по словам гендиректора Qantas Airways Алана Джойса, их уже меньше на 15%.
Окончательная цифра, разумеется, пока не понятна, но зато уже ясно, что многие из тех, кто раньше часто летал в командировки, за время пандемии научились решать множество задач в режиме видеоконференции. А по мере роста цен на авиабилеты такое удаленное общение становится еще выгоднее.
Не пропустите: АВИАБИЛЕТЫ ПОДОРОЖАЮТ НЕ МЕНЕЕ ЧЕМ НА 20% — СМИ
Как отметил в интервью Bloomberg представитель бостонской консалтинговой компании Refine and Focus, которая участвует в проектах в самых разных странах мира, еще до пандемии руководство приняло решение отказаться от любых малозначимых командировок:
«Мы почти перестали летать. В любом проекте мы предпочитаем теперь больше заплатить своим специалистам, чем тратить эти деньги на авиабилеты».
А они только дорожают
По информации туристического портала kayak.com, Delta Air Lines и British Airways взимают более $10000 за обратный рейс из Лондона в Нью-Йорк бизнес-классом. Рейсы бизнес-класса в оба конца по маршруту Лондон-Сидней у Singapore Airlines стоят сегодня порядка $12000, а место в бизнес-классе по маршруту Нью-Йорк-Сидней у Qantas и United Airlines Holdings стоит уже больше $22000.
Не пропустите: АМЕРИКАНСКИЕ СПЕЦСЛУЖБЫ ПОКАЗАЛИ ВЗЛОМ СИСТЕМ САМОЛЕТА BOEING 757
Тренд на удорожание стабилен и полностью совпадает с ростом инфляции и опасениями рецессии. Восстановление объемов расходов на деловые поездки до уровня предпадемийных годов (т.е. до уровня $1.4 млрд) Global Business Travel Association прогнозирует не ранее 2026 года, второй раз подряд подвигая свой прогноз еще на год.
«Сегодня корпорации гораздо чаще выбирают рейсы по цене, а не по программам лояльности, — цитирует Bloomberg Мартина Фергюсона, главу отдела по связям с общественностью American Express Global Business Travel.
Не далее как на прошлой неделе Southwest Airlines сообщила о том, что рост количества деловых поездок существенно замедлился, а выручка в этом сегменте снизилась на 26% в июле и на 32% в августе по сравнению с теми же месяцами 2019 года. По заявлению гендиректора American Airlines Group Роберта Исома, из корпоративных клиентов компании к 75% от прежнего количества перелетов в бизнес-классе вернулись пока только инвестиционные банкиры.
Мрачные прогнозы по поводу роста тарифов отчасти «скрашиваются» нехваткой самолетов. В воздухе их меньше, потому спрос на перелеты достаточно высокий, и цены на билеты тоже держаться на высоком уровне. По данным OAG, глобальная объем авиаперевозок по-прежнему на 25% ниже уровня 2019 года.
Не пропустите: ЭКСПЕРТ РАССКАЗАЛ О НАИБОЛЕЕ ВОСТРЕБОВАННЫХ УСЛУГАХ ПОСЛЕ ПАНДЕМИИ
Риски для авиакомпаний
Главный из них заключается в том, что реже корпоративные клиенты пользуются услугами авиакомпаний, тем хуже для последних. Привычки бизнеса сильно меняются, считает Вирджиния Фицпатрик, директор по Азиатско-Тихоокеанскому региону в Сиднейской консалтинговой фирме Partnership Travel Consulting:
«Авиакомпаниям надо как-то возвращать корпоративных клиентов, ведь именно перелеты в бизнес-классе способствовали росту прибыльности».
По словам представителя сиднейской строительной компании Lendlease Corp, в числе проектов которой 9/11 Memorial & Museum в Нью-Йорке и Petronas Twin Towers в Малайзии, затраты на перелёты более чем мотивируют переписать правила деловых поездок и начать активнее применить новый опыт, наработанный за время пандемии:
«В каждой командировке наши специалисты теперь стараются сделать больше, остаются на месте дольше и в целом стремятся сделать каждую командировку максимально продуктивной, — отметил в интервью Bloomberg Фрэнк Криле, директор по рискам Lendlease. — Кроме того, наши сотрудники теперь лучше знают, какие именно задачи требуют личного присутствия, а какие можно решить удаленно, через интернет».
В шесть месяцев этого года Lendlease забронировала на 60% больше рейсов, чем за тот же период прошлого года, но, по информации Криле, специалисты компании летают значительно реже, чем до пандемии. via
[irp]