Финансы Метавселенной и метавселенные финансов — началось

Оценки финансового потенциала рынка Метавселенной растут практически не по дням, а по часам. К примеру, не далее как в декабре минувшего года Bloomberg напрогнозировал целых 800 миллиардов долларов на 2024 год, что почти вдвое больше в сравнении с прогнозом позапрошлого года ($470 млрд).

По мнению специалистов агентства, одна половина этой суммы будет приходиться на игровой сегмент (это уже в частности, Roblox, Microsoft с новыми приобретениями более чем на $68 млрд, Activision Blizzard, Electronic Arts, Take-Two, Tencent), а другая — на прочие виды развлечений, в том числе концерты, спортивные мероприятия, кино фильмы и различные ивенты в социальных сетях.

Так или иначе, но в 2021 году расходы на цифровые активы, продукцию fashion-индустрии, произведения искусства, т.н. «виртуальную недвижимость», превысили 55 миллиардов долларов.

Не пропустите: MICROSOFT, SONY И ДРУГИЕ: У КОГО СКОЛЬКО СТУДИЙ-РАЗРАБОТЧИКОВ ТЕПЕРЬ

И это только начало. По прогнозам агентства Gartner, всего через четыре года 25% взрослого населения земного шара будет проводить не менее 1 часа в день в виртуальном мире: работа, шопинг, учеба, отдых и развлечения.

Более долгосрочная перспектива еще радужнее. Citi GPS в опубликованном недавно (и очень объемном анализе) под названием Metaverse and Money («Метавселенная и деньги») оценивает общее количество активных пользователей виртуального пространства в 5 млрд человек, а потенциал рынка — в $8-13 трлн. в 2030 г. А это немногим меньше текущей стоимости всей глобальной цифровой экономики.

В целом же, столь значительный (пока) разброс в оценках размера экономики Метавселенной во многом определяется методиками подсчета пользователей.

Виртуальная реальность становится слишком реальной [18+]

Более масштабные цифры, как правило, включают людей, которые используют технологии виртуальной и дополненной реальности (VR/AR) со специальными очками, а также других интернет-пользователей, которые могут совершать транзакции в Метавселенной упрощенным способом — посредством специальных приложений со своих смартфонов или планшетов «в реале».

Тем не менее независимо от масштаба оценок все эксперты сходятся в одном: для развития Метавселенной требуются огромные инвестиции в инфраструктуру и соответствующие устройства доступа для пользователей. Что, в свою очередь, требует значительного увеличения вычислительных возможностей компьютеров, на 2-3 порядка (т.е. в тысячу раз) по сравнению с нынешними их возможностями.

Кроме того, для достижения необходимого уровня качества потоковой передачи виртуального контента необходим стандарт 5G, который в 2025 году будет доступен не более чем 25% населения планеты.

Не пропустите: ЗРИТЕЛИ КИБЕРСПОРТИВНЫХ МАТЧЕЙ РЕКЛАМУ ВОСПРИНИМАЮТ ЛУЧШЕ?

Финансовая специфика Метавселенной

По общему мнению экспертов, экономический и финансовый потенциал Метавселенной определяется суммарным потенциалом открытых проектов (т.н. бесплатная Метавселенная), предполагающих широкую и свободную деятельность пользователей, закрытых проектов, реализуемых крупными технологическими компаниями (Meta и Big Tech), и ряда проектов в сфере игровой индустрии (т.н. разрешенная Метавселенная), активность пользователей в которых будет ограничена в строго определенных рамках.

В настоящее время большую часть открытой (общедоступной и бесплатной) Метавселенной формируют пространства Decentraland, Sandbox и Somnium Space. Они фактически принадлежат игровым компаниям, который дают своим пользователям возможность эти пространства свободно создавать.

И количество пользователей растет непрерывно. В Decentraland уже более 800000 зарегистрированных владельцев цифровых кошельков. Владельцев кошельков Sandbox (SAND token) и Somnium (CUBE) чуть меньше. При этом, согласно последним отчетам профильного агенства Outlier Ventures, темпы притока капиталов из венчурных фондов ко всем трем компаниям стабильно увеличиваются.

Не пропустите: BTC ВМЕСТО КРЕДИТНЫХ КАРТ — ПОЧЕМУ ЭТО РЕАЛЬНО (МНЕНИЕ)

Отметим также, что многие специалисты прогнозирую очень скорое появление региональных и/или национальных Метавселенных (как минимум, американской и китайской), доступ к которым открыт будет только людям из соответствующего региона.

Формирующая финансовая система открытой Метавселенной сегодня называется MetaFi. Она призвана обеспечить основу для строительства и развития параллельной цифровой экономики для миллионов или даже миллиардов пользователей.

Согласно нынешней концепции MetaFi, она будет объединять децентрализованные формы активов (DeFi), различные формы криптовалют, цифровые валюты центральных банков (CBDC) и уже функционирующие стейблкоины, то есть криптовалюты, основанные на традиционных фиатных валютах (данные Citi GPS). Это позволит создавать новые, специальные и гибридные финансовые инструменты, хранящиеся в цифровых кошельках.

Такие активы, в свою очередь, будут продаваться на децентрализованных биржах (DEX), где их также можно будет заимствовать для дальнейшего инвестирования и получения прибыли (например, как современные игровые и коллекционные токены NFT — протокол Uniswap).

Бизнес еще не понял - эксперт о значении цифровизации для бухгалтерии и финансов

Не пропустите: HAPTICS ИЛИ ОБРАТНАЯ ТАКТИЛЬНАЯ СВЯЗЬ — МЕТАВСЕЛЕННАЯ В МЕТАВСЕЛЕННОЙ ДЕНЕГ

Как отмечается в анализе Citi GPS, такие активы уже сегодня привлекают внимание специальных фондов, ориентированных на работу исключительно в Метавселенной. Первый такой фонд, DAOventures, был создан сравнительно недавно. Данный вид деятельности, правда, считается все еще очень нишевим.

Однако сегодня в этой сфере вполне успешно функционируют традиционные фонды, которые активно инвестируют в акции компаний, разрабатывающих технологии Метавселенной. К таким относятся, прежде всего, ETF Roundhill Ball Metaverse (который привлек более $100 млн. в управление менее чем за год) и калифорнийский Bitkraft Ventures ($75 млн в управлении с инвестициями как в гейминг, так и в токены NFT).

Виртуальный и реальный мир по-прежнему будут взаимосвязаны. Данные о финансовой деятельности в Метавселенной будут использоваться для анализа кредитоспособности в реальном мире, а залогом по кредиту будут выступать криптоактивы. Или, наоборот, кредит в криптовалюте будет рассчитываться на основе баланса и истории счета в обычном банке, криптовалюта будет приниматься в качестве залога под банковские кредиты и пр.

Пока это совсем молодой рынок (всего 5% от общего объема сделок в криптовалюте), но уже перспективный. Притом что, как считают аналитики, еще большие возможности для бизнеса откроет интероперабельность платежных средств между различными пространствами Метавселенной, что увеличит предложение финансовой ликвидности.

Ликвидность и токены NFT

Еще одним важным элементом основы экономики Метавселенной станут так называемые «невзаимозаменяемые токены» или NFT, представляющие право собственности на соответствующие цифровые активы: произведения искусства, музыку и фильмы, мемы,  виртуальную недвижимость и предметы роскоши (скины для аватаров, разработанные признанными брендами, и пр).

Уже сегодня стоимость NFT растет очень быстро. К числу таких уникальных цифровых активов принадлежат, например, первый твит Джека Дорси, основателя Twitter (права проданы за сумму, эквивалентную $2.9 млн), цифровая картина художника Beeple (была продана за $69 млн) и др.

По данным Fortune, на конец прошлого года стоимость рынка NFT превысила $17 млрд (для сравнения, всего годом ранее она составляла всего $82.5 млн).

Не пропустите: NFT МОНЕТЫ — ЧТО ЭТО + TOP5 САМЫХ ИНТЕРЕСНЫХ НА СЕЙЧАС

Токены NFT генерируются и торгуются на специальных платформах. Крупнейшая из них — OpenSea.io, основанная на блокчейне Etherum. У нее порядка 600 тыс. пользователей, по итогам февраля зафиксировано было 100 миллионов посещений, за прошлый год выручка платформы составила $14 млрд (что 646 раз больше, чем годом ранее), а ее стоимость на начало этого года превысила $13 млрд. Впрочем, сейчас, а точнее после кражи токенов 32 инвесторов на сумму $1.7 млн финансовые показатели OpenSea несколько снизились.

Чуть менее впечатляющие результаты демонстрируют и другие платформы, в частности Rarible, Poligon, SuperRare и Klaytn.

Опять же, по мнению аналитиков Citi GPS, токены NFT могут обеспечить финансовую ликвидность, став обеспечением кредитов не только в цифровом мире. Решения для этого тоже появляются. Такие платформы, как Arcade, NEFti или TrystNFT, уже собирают миллионы долларов на развитие, потому что венчурные инвесторы считают эти проекты прибыльными.

Ликвидность может быть получена путем разделения NFT. Право собственности на цифровое произведение искусства может быть разделено на сто или более владельцев, у каждого из которых будут токены, подтверждающие это право. И они, в свою очередь, могут стать основой для создания новых цифровых денежных потоков.

Новые игроки уже с успехом применяют пока еще весьма специфический инструмент, который называется фракционирование. Компания Fintech Fraction, работающая в Канаде, Таиланде и Гонконге, специализируется на создании ликвидности с использованием как реальной, так и цифровой недвижимости. Даже часть стоимости используется для выпуска токенов или акций NFT на основе смарт-контрактов, которые тоже могут стать основой финансовой торговли будущего.

Аналогичную функцию выполняют и жетоны, в которых начисляются выигрыши в играх в виртуальных пространствах Метавселенной.  Таких игр тоже уже немало. Самые популярные из них (которые открываются в новом окне P2E с использованием технологии блокчейн): Silks, Splinderlands, Alien Worlds и Gods Unchained.

Игры на блокчейн: TOP5 из тех, в которые уже можно играть

Не пропустите: БЛОКЧЕЙН WAX: КАКУЮ СЕТЬ ПЛЕТЕТ «ЦАРЬ NFT»?

Банки в Метавселенной

Многие консалтинговые фирмы регулярно указывают на огромный потенциал экономики Метавселенной для банков. Эксперты PwC оценивают его в $1.5 трлн. к 2030 году, а в Goldman Sachs говорят о сумме свыше $12 трлн. Расчеты эти основаны на предположении, что треть современной цифровой экономики перейдет в виртуальное цифровое рыночное пространство.

Первым банком глобального уровня, купившим виртуальную недвижимость в Метавселенной Decentraland и уже открывшим там ящик для своих клиентов стал JPMorgan Chase. Сделка готовилась с участием подчиненной банку компания Onyx, специалисты которой занимаются разработкой проектов на основе технологии блокчейн. В виртуальном отделении банка JPMorgan Chase клиенты представлены аватарами и могут приобретать как недвижимость, так и другие виртуальные активы. Первый свой филиал в этой же Метавселенной недавно открыл еще один крупный банк, HSBC.

Собственную Метавселенную начала создавать и известная британская платежная финтех-компания Sokin. По замыслу разработчиков, это решение позволит клиентам осуществлять платежи различным брендам и операторам электронной коммерции, которые откроют на платформе свои комнаты для клиентов. Через эти комнаты пользователи смогут покупать реальные товары и услуги.

Не пропустите: ПОЧТИ ПОЛОВИНА ДЕРЖАТЕЛЕЙ КРИПТОВАЛЮТ КУПИЛА ИХ В 2021 ГОДУ — ОПРОС

Первую гибридную карту с применением токенов NFT, которая тоже предназначенная для реализации криптовалютных платежей в Метавселенной, выпустил цифровой банк EQI.

В общем же можно сказать, что в настоящее время мировой банковский сектор рассматривает Метавселенную как новый источник привлечения клиентов и место, где клиенты получают возможность осваивать новые технологии работы с криптовалютами, виртуальными активами, кредитами и криптокошельками.

Примеров тому тоже уже немало. В конце минувшего года корейский IBK Bank объявил о своем намерении представить виртуальные продукты в Метавселенной Cyworld. Основным продуктом, позволяющим использовать другие криптосервисы, является учетная запись dotori.

В январе канадская компания TerraZero анонсировала завершение работ по созданию проекта, позволяющего финансовым игрокам выдавать ипотечные кредиты на виртуальную недвижимость на платформе Decentraland. Количество таких решений и финансовых стратегий в виртуальном миру быстро растет. Сегодня такие операции выполняются на биржах криптоактивов, таких как Coinbase.

Многие банки уже предлагают услуги, связанные с криптовалютой, поэтому следующим шагом может стать массовый выход банковских организаций на платформы Метавселенной. Банки могут создавать собственные метавселенные, завязанные на их традиционную реальную (офлайновую) инфраструктуру.

Попутно совершенствуются и технологии идентификации цифровой личности и защиты данных, в первую очередь, неопытных инвесторов и создателей цифрового контента. Последних в мире около 50 миллионов, из них менее 5% являются профессионалами.

Также банки будут разрабатывать новые сервисы на уже существующих платформах Метавселеной. Ведь если есть возможность заполучить реальных клиентов и реальную прибыль пусть и в виртуальной среде, то почему нет?

[irp]

Что будем искать? Например,VPN

Мы в социальных сетях