По некоторым данным, в настоящее время разработано уже более 318000 мобильных приложений, которые в той или иной степени должны помогать своим пользователям решать самые разнообразные проблемы со здоровьем — от контроля уровня глюкозы в крови до расчета оптимальных для зачатия дней.
Однако все эти приложения официальная медицина практически не использует.
Мобильное приложение может быть сколько угодно функциональным, собирать и хранить уйму данных о состоянии здоровья конкретного пользователя, и с его помощью этой информацией можно быстро и просто поделиться с врачом, а также с родными и друзьями.
Не пропустите: $50 млрд в год на ускоренную разработку лекарств с помощью ИИ
Тем не менее в цифровые медкарты пациентов эти данные не вносятся и не применяются ни в ходе наблюдения за больными, ни для обратной связи с ними.
К таким выводам пришел Салиграма Агнихотри, профессор Бингемтонского университета, который специализируется на изучении методов повышении эффективности и результативности оказания медицинской помощи.
По мнению Агнихотри, подкрепленного результатами многолетнего исследования возможностей мобильных приложений, как средства для повышения качества обслуживания при лечении гипертонии, применять такие программные решения даже в США сегодня крайне непросто. И тому есть свои причины.
Приложение от гипертонии?
По данным Центров по контролю и профилактике заболеваний США, гипертония в 2018 году была признана основной или одной из причин смерти около полумиллиона человек, и ею страдали более 110 миллионов человек (почти половина взрослого населения страны).
При повышенном давлении отсутствие постоянного контроля может привести к необратимым повреждениям сердца и других органов. Но, как отмечает Агнихотри, в США пациенты посещают врачей в среднем не чаще 3-4 раз в год, и с таким графиком доктору очень трудно осуществлять мониторинг, диагностирование и своевременное устранение причин гипертонии. Притом что каждый визит пациента занимает минимум времени, так как модель страховых выплат с оплатой за услуги мотивирует врачей принимать как можно больше пациентов за рабочий день.
Специалисты исследовательской группы Агнихотри разработали мобильное приложение, в котором пациентам-участникам исследования было предложено фиксировать и хранить данные артериального давления и пульса.
Эту информацию раз в сутки мониторил врач и при необходимости принимал соответствующие меры: менял дозировку выписанных ранее препаратов, прописывал новые, давал указания относительно диеты и физических нагрузок. Кроме того, через это же приложение пациенты могли напрямую общаться, как со своим доктором, так и друг с другом.
Исследование длилось четыре года и по ходу работы специалисты отслеживали состояние в общей сложности 1600 пациентов с гипертонией.
Не пропустите: Квалифицированная онлайн-консультация против киберхондрии
На основе собранных данных был сделан вывод, что благодаря этому мобильному приложению у среднестатистического его пользователя систолическое артериальное давление держалось ниже в среднем на 2 мм рт.ст. по сравнению с пациентами, которые приложением не пользовались.
Более того, у пациентов с систолическим артериальным давлением выше 150 мм рт. ст. с помощью приложения давление удалось понизить в среднем не 6 мм рт. ст. (в сравнении с пациентами, которые приложением не пользовались).
А с учетом того, что со снижением систолического артериального давления на 10 мм рт.ст. общий риск смертности понижается на 13%, как отмечает профессор Агнихотри, можно говорить о существенной пользе мобильных приложений для повышения эффективности лечения гипертонии.
Так почему же такие приложения не используются?
Эти и другие сделанные по результатам исследования открытия хоть и признаны многообещающими, но их непосредственная реализация пока затруднена. Во-первых, подчеркивает профессор Салиграма Агнихотри, большинство пациентов не могут позволить себе купить мобильное устройство и оплачивать такой сервис.
Не пропустите: Если у врача тонометр показывает одно, а домашний — другое
Во-вторых, медицинская практика тоже должна быть прибыльной, однако сегодня еще не разработана приемлемая схема взимания оплаты с пациентов за то время, которое тратит врач на оказание медицинской помощи через мобильное приложение.
Впрочем, считает Агнихотри, массовый переход американской медицины на telehealth (удаленный режим работы с пациентами) из-за пандемии COVID-19 буквально заставил страховые компании заняться разработкой новых схем расчета за медицинские услуги, которые предоставляются дистанционно. И со временем такие схемы распространятся и на мобильные приложения.
В-третьих, у компаний-разработчиков сегодня тоже нет финансовых стимулов браться за создание мобильных приложений, которые могут интегрироваться в систему профессионального здравоохранения. Современные приложения монетизируются через подписки, продажу рекламы и/или прямые продажи.
Наиболее прибыльными были и остаются мобильные игры, в которых для увеличения прибыли используются психологические методы. А они, в свою очередь, пока не очень подходят для специализированных медицинских приложений, поскольку пациент начинает задавать вопросы (как обеспечивается безопасность моих персональных данных? оправдана ли та или иная покупка с медицинской точки зрения? зарабатывает ли на этом мой доктор?), которые неизбежно снижают уровень доверия между врачом и пациентом, а значит и эффективность лечения.
В-четвертых, технология должна работать. Пациент хочет простое, понятное и функциональное приложения, а разработчикам не нравится, когда пользователя приходится учить. Кроме того, если для профессионального медицинского оборудования разработаны свои стандарты, которые гарантируют точность данных, то для мобильных приложений таких стандартов не существует.
Вывод? По мнению профессора Салиграма Агнихотри,..
«…ключевым элементом в лечении гипертонии и других хронических проблем со здоровьем был и остается уровень взаимодействие между пациентом и врачом. А наши исследования показывают, что качественное мобильное приложение, которое одинаково полезно не только его пользователю, но и специалисту, оказывающему медицинские услуги, повышает уровень их взаимодействия и дает возможность повысить качество лечения и улучшить состояние здоровья пациента».
Оригинал статьи см. на сайте Journal of Hypertension — ССЫЛКА