Мировая автомобильная промышленность продолжает нести убытки от пандемии. Об этом уже не первый месяц наперебой сообщают мировые СМИ, а по мнению аналитиков, в этом году производство и продажи новых авто упадут сразу на 20-30%. Однако продажи электромобилей выросли в первом квартале 2020 года.
Более того, эксперты считают, что «пандемический» шок сегмента электрических авто коснулся в гораздо меньше мере, и 2020-й по количеству продаж электромобилей однозначно превзойдет прошлый год.
В частности, специалисты авторитетной консалтинговой компании Frost&Sullivan описывают влияние эпидемии COVID-19 на рынок электромобилей как «низкое» и прогнозируют, что глобальные продажи электромобилей быстро восстановятся уже к сентябрю. По данным компании, пока спад продаж обычных автомобилей устанавливает новые антирекорды, продажи электромобилей выросли в марте или апреле на ключевых рынках: 6% в США, 109% в Великобритании, 100% в Дании и 18% в Италии.
Как сказалась эпидемия коронавируса на стоимости американских автомобилей?
Финансовые аналитики сходятся во мнении, что влияние это имеет место быть и оно значительное. Американские автогиганты General Motors и Ford Motor уже готовятся к многомиллиардным убыткам по итогам года. Главная причина тому — резкое падения цен на подержанные автомобили в США.
Крупнейшие автомобильные аукционные компании, такие как Manheim, Copart и IAAI, сообщают о том, что на конец апреля и начало мая цены на подержанные автомобили в Штатах снизились в среднем на 12% и продолжают снижаться, так что в этом году ценовой спад будет действительно впечатляющим. В Copart считают, что это обусловлено не только новыми реалиями рынка подержанных автомобилей в США (95% заводов фактически остановились), но и снижением производства новых автомобилей, стоимостью топлива, а также тем фактом, что американцы из-за самоизоляции стали меньше ездить.
А как там с подержанными авто?
С ними ситуация несколько иная, в положительном плане. По данным компании Колумб Трейд — columbauto.com.ua/electrocar/, за время пандемии покупатели и в США, и в странах ЕС стали активнее интересоваться так называемыми «автомобилями с историей». Цены на подержанные авто и так всегда были интереснее, чем на новые машины, плюс они тоже начали снижаться. Чем в настоящее время активно пользуются отечественные покупатели, заказывающие электромобили и авто с ДВС онлайн в США.
В целом же перспективы рынка подержанных авто выглядят гораздо менее туманными, чем перспективы рынка новых автомобилей. Кризис наглядно показал, что буквально все может остановиться в один момент. И не только заводы производителей, но, что не менее важно, финансовые организации тоже.
И это уже привело к снижению интереса к новым автомобилям, покупка которых в США и в ЕС финансируется, как правило, за счет кредитов и лизинга. Банки едва ли не мгновенно ужесточили условия кредитов или лизинга. И сам массовый потенциальный покупатель, скажем так, стал более внимательно рассматривать целесообразность покупки нового авто, который он не может себе позволить в данный момент без новых обязательств перед банком на следующие нескольких лет. И в качестве менее дорогой и более приемлемой альтернативы покупатель традиционно рассматривает подержанные автомобили.
Значит, подержанные автомобили с США будут дорожать?
Не обязательно. Как отмечают специалисты Columb Auto, рынок подержанных авто в Штатах настолько обширен, что они вряд ли будут дорожать, даже на фоне столь заметного снижения интереса к новым автомобилям. Так что, и на украинском рынке в ближайшее время резкие колебания цен на импортируемые из США автомобили с ДВС и электромобили тоже пока не прогнозируются.
[irp]