Сверхмассивная черная дыра в галактике Abell 2597 поглощает холодный газ вокруг себя и растет. А высвобождаемая при этом энергия, по мнению специалистов, способствует запуску процесса формирования новых звезд.
К такому выводу пришла группа исследователей из разных стран, возглавляемая Майклом Макдональдом из Массачусетского технологического института.
Результаты наблюдений астрофизиков изложены в статье, опубликованной в журнале Nature.
Не пропустите: УЧЕНЫЕ ИЗМЕРИЛИ ЧЕРНУЮ ДЫРУ SGR A* В ЦЕНТРЕ МЛЕЧНОГО ПУТИ? [ВИДЕО]
Галактика Abell 2597 находится в созвездии Водолея, на расстоянии около 1 млрд световых лет от Земли. Ученым впервые удалось наблюдать за тем, как черная дыра в центре втягивает в себя огромные облака холодного газа, при помощи радиотелескопа ALMA, который «видит» холодные частицы пыли и молекулы нейтральных газов.
По полученным специалистами данным, скорость движения газа достигает 355 км/с, или 1,2 млн км/час. А масса стремящихся в черную дыру газовых облаков в Abell 2597 в миллионы раз превышает массу Земли.
До сих пор считалось, что черные дыры «едят» лишь постоянно окружающие их раскаленные газы, всасывая их довольно медленно. С математической точки зрения подобная модель выглядела значительно проще, при этом однозначного ответа на вопрос, как появились черные дыры столь колоссальных размеров, не давала.
Не пропустите: ЗНАМЕНИТЫЙ СТИВЕН ХОКИНГ РАССКАЗАЛ ОБ ИСТОЧНИКЕ ЭНЕРГИИ БУДУЩЕГО (ДАЛЕКОГО)
Новые данные доказывают, что внутри сфер горячего газа находятся облака газа холодного, который также порой служит «пищей» для черной дыры.
Причем если раскаленный газ питает ее постоянно, но медленно, то холодный — редкими, но большими порциями, настолько большими, что «излишки» энергии черная дыра выбрасывает в виде джетов — летящих на околосветовой скорости узких пучков раскаленной плазмы.
Это, заявил Майкл Макдональд, позволяет предположить, что рост черных дыр представляет собой намного более хаотичный процесс, чем было принято считать.
Ученые рассчитывают, что их наблюдение поможет лучше разобраться в природе роста черных дыр и, может быть, позволит в большей степени разобраться в устройстве и истории галактик в целом.