Министр обороны Сергей Шойгу принял решение о принятии на вооружение нового противотанкового ракетного комплекса (ПТРК) «Метис-М1».
По данным «Известий«, решение по новой системе принималось с ноября прошлого года и было окончательно утверждено в канун Дня Победы. До этого, с 2004 года, перспективная система поставлялась исключительно на экспорт.
«Метис-М1» — единственная противотанковая реактивная система носимого типа, созданная в России за последнее время, — рассказал «Известиям» редактор журнала «Арсенал Отечества» Виктор Мураховский. — Их относят к классу «карманной артиллерии» пехотного подразделения, действующего на переднем крае наступления или обороны. Впрочем, до последнего времени Минобороны таким оружием не интересовалось. Предыдущий начальник Генштаба Николай Макаров считал, что ПТРК с таким весом и массой боевой части не способен эффективно противостоять современной бронетехнике.
В других армиях думали иначе, поэтому «Метисы» неплохо продавались на экспорт. Как подчеркнул Мураховский, последние военные конфликты изменили представление об эффективности тех или иных систем вооружения в современном конфликте. В той же Сирии, как отмечает Мураховский, носимые ПТРК используются тысячами и только в 10–15% случаев — по бронетанковой технике. В основной же массе ПТРК используют против живой силы или для уничтожения укреплений противника. Именно по этой причине «Метис» пользуется большим спросом у иностранных заказчиков.
Сейчас не просто меняется подход к применению такого оружия, — говорит Виктор Мураховский. — Вопрос вообще стоит о смене класса подобных систем. Это уже не привычные ПТРК, а многофункциональные пехотные комплексы носимого высокоточного вооружения, название которому еще не придумано.
«Метис-М1» создан в Конструкторском бюро приборостроения (входит в холдинг «Высокоточные комплексы») и, по мнению эксперта, занимает уникальную нишу. По своим масс-габаритным характеристикам это единственная система, которую действительно можно перемещать на поле боя без автосредств. Российские ПТРК «Корнет», «Фагот» и «Конкурс» считаются из-за веса пусковой установки и контейнера с ракетой условно переносимыми.
«Метис-М1» выпускается серийно, имеет низкую стоимость по сравнению с современными ПТРК и производится с использованием исключительно отечественных комплектующих, — говорит Мураховский. — Так что с массовыми поставками в войска вопросов быть не должно, — подчеркнул эксперт.
[vsw id=»1PfdJ-JDeNU» source=»youtube» width=»550″ height=»315″ autoplay=»no»]
Источник в военно-промышленном комплексе рассказал «Известиям», что новый ПТРК можно использовать как со стационарной пусковой установки в виде треноги, так и с плеча военнослужащего — из положений лежа, стоя. Это существенно расширяет спектр применения оружия. В новой ракете применяется как кумулятивная боевая часть, предназначенная для поражения легкобронированной техники, так и новая, осколочно-фугасная, позволяющая уничтожать пехоту на поле боя, а также разрушать укрепления противника. По сравнению с предшественником у «Метиса-М1» увеличена дальность поражения целей. Сегодня она составляет 2 км.
В России мало уделялось внимания развитию носимых ПТРК, — высказал свое мнение «Известиям» директор Центра стратегической конъюнктуры Иван Коновалов. — Предпочтение отдавалось большим дорогостоящим системам, авиации, ракетному вооружению, сейчас ситуация меняется. Во всем мире именно носимые ПТРК развиваются опережающими темпами. На их фоне «Метис-М1» можно отнести к поколению «2+», в то время как на Западе есть уже и 3-е, идут испытания 4-го. В то же время «Метис-М1» именно то изделие, с появлением которого начнется новое развитие отечественной линейки носимых ПТРК. У него очень большой модернизационный потенциал. Это абсолютно новая система, имеющая общее с предшественниками только по названию.
Ближайшим аналогом российского «Метиса-М1» считают американский FGM-148 Javelin производства концернов Raytheon и Lockheed Martin с дальностью стрельбы 2,5 км. Это первый в мире серийный ПТРК с инфракрасной системой самонаведения типа IIR, реализующий принцип «выстрелил-забыл». Недостаток комплекса в его высокой цене — $125 тыс. Еще один минус — конструктивные недостатки, сказывающиеся при боевом применении. Для захвата цели необходимо примерно 30 секунд, что в реальных боевых условиях очень сложно сделать, в результате чего цель может попросту «уйти» из прицела, — отметил Коновалов.