Начало — в статье Google против всех: о предпосылках и возможных последствиях грядущей войны
Если вам нравится Google-поиск в сегодняшнем его виде, то некоторые решения, которые могут быть приняты по результатам нынешнего антимонопольного расследования, могут изменить привычный всем Google. И не в лучшую сторону.
Google (а также и Bing, и Yahoo, если уж на то пошло) уже давно вышел за рамки простого предоставления списка гиперлинков на определенные запросом онлайн-ресурсы. По своим поисковым запросам мы получаем кроме перечня ссылок такжеизображения, рейтинги, новости, видео и пр. В ряде случаев поисковик может выдать карту с расположением коммерческих предприятий, предлагающих соответствующие товары или услуги. Плюс к этому в персонализированном Google-поиске могут быть еще и отзывы друзей из соцсети Google+, а Bing — «лайки» из Facebook.
Но Google пошел еще дальше, как в поиске, так и во всем остальном. Поисковая выдача Google теперь «разбавлена» данными из Google Drive, Google Calendar и Gmail (по крайней мере у тех пользователей, кто успел подписаться на очередной «field trial» компании в своем эккаунте). Кроме этого, Google уже старается предугадать желания юзера еще до того, как тот начал что-либо искать в Сети, предлагая что-то вроде вездесущего личного помощника и показывая дополнительную информацию рядом со стандартным списком выдачи или генерируя уведомления Google Now в Android-устройствах. Однако нынешнее антимонопольное расследование может радикально укротить такое стремление Google всячески угождать своему пользователю.
Автор изданной в минувшем году книги «Поисковый нейтралитет и принципы антимонопольного регулирования» профессор школы права университета штата Мичиган Дениэл Крейн выступает против чрезмерно активных попыток установить контроль над Google-поиском:
«По большей части полемика вокруг принципа поискового нейтралитета касается воображаемого мира поиска примерно, ну скажем, 2005 года. В том мире Интернет состоял из двух различных сегментов — веб-сайтов и поисковых систем. Первые были источниками информации в Интернете — местами, куда приходили пользователи за контентом. Вторые не предоставляли конечной информации, но были способом получить к ней доступ…
Принятие принципа поискового нейтралитета в широком его понимании — решение недальновидное, поскольку в итоге может привести к блокированию ведущей поисковой системы в рамках устаревшей модели веб-поиска и прекращению ее дальнейшего развития. Такая норма, безусловно, ослабит позиции Google, однако только потому, что компании запретят удовлетворять потребности своих клиентов за счет более цельной и всеобъемлющей системы поиска…»
Известный адвокат Гэри Рибек считает, что такие опасения являются безосновательными. По его мнению, встроить сервисы других компаний в поисковую выдачу можно и без «возврата к 10 синеньким ссылкам… Проблема не в том, что Google интегрирует в поиск так называемый «сравнительный шоппинг» (comparison shopping), а в том, что Google интегрирует только свой собственный сравнительный шоппинг.»
Пока у Google на все упреки конкурентов и строгие запросы беспощадной американской Фемиды был универсальный и мощный контраргумент — забота о комфорте своего клиента. И он еще работает. Google всегда говорит о том, поисковые алгоритмы постоянно улучшаются только для того, чтобы лучше соответствовать потребностям пользователей. Ежегодно в поисковый алгоритм Google вносится более чем 500 различных изменений, при этом данные о многих апдейтах публикуются официально. Другими словами, сегодня Google-поиск — это уже не полностью «черный ящик», как раньше.
Кроме того, еще в январе текущего года компания запустила новый инструмент персонализированного поиска. Вверху страницы поисковой выдачи пользователи могут видеть новую иконку персонализации, которая выдает релевантные посты и картинки из круга друзей пользователя в Google+. Функция называется Search Plus Your World («поиск плюс ваш мир») и в общем массиве выдачи по любому запросу позволяет отмечать странички пользователей Google+, эккаунты которых на момент поиска активны.
При этом в выдаче как бы «продвигается» контент из соцсети Google+ и, как уже было доказано, очень часто игнорируется более релевантная запросу информация, содержащаяся на ресурсах-конкурентах. К тому же хотя пользователям и предоставлена возможность переключаться между персонализированными результатами и не персонализированными, из поисковой выдачи полностью исключены аналогичные странички из Twitter и Facebook.
Представители последних, разумеется, всячески критикуют данный проект. В Сети даже есть специально подготовленное видео, демонстрирующее пример, как Search Plus Your World показывает страницы Google+ тем людям, которые не были активны в соцсети. Однако, не смотря на ряд связанных с этим обвинений, караван идет. И то, что вызывало критику вчера, может стать триумфом завтра.
Другое дело, что сегодня компании Google, которая слишком большая, чтобы избежать критики, но пока недостаточно крепкая, чтобы не рассыпаться, в своей правоте необходимо убедить не пользователей, а правительства США и Европы.