Российская Федерация предлагает передать в компетенцию ООН право принимать решения по ряду ключевых вопросов, касающихся контроля над всемирной сетью, в том числе по именованию и адресации.
Данное предложение будет представлено российской стороной на конференции WCIT (Всемирной конференции по международной связи), которая будет проходить с 3 по 14 декабря текущего года в Дубае под патронажем Международного телекоммуникационного союза при ООН. Ожидается, что WCIT соберет не только ведущих мировых операторов связи, но и представителей соответствующих государственных структур разных стран.
Предварительно в рамках WCIT намечено обсуждение необходимости пересмотра ITR (International Telecommunications Regulations – Правила международной связи), контроль за соблюдением которых сегодня осуществляет Международный телекоммуникационный союз. ITR были юридически оформлены и введены в использование в 1988 году, и с тех пор основательно не пересматривались. Однако составлялись ITR без учета потенциала фактически неизвестных в то время способов интернет-коммуникации, потому очевидно, что ITR не отвечают современным реалиям.
Подготовленный российскими специалистами пакет предложений предусматривает доскональный пересмотр существующей системы органов управления глобальной сетью и передачу полномочий от технической среды Корпорации Интернета по распределению имен и адресов (ICANN) в более широкое управление ООН и находящихся в ее прямом подчинении организаций.
Формально в ООН состоят 193 государства, каждое из которых имеет возможность участвовать в конференции WCIT и голосовать по итоговому решению. Официально предложения, которые то или иное государство планирует озвучить на конференции, разглашению не подлежат. Однако наиболее важные из них обсуждаются еще задолго до начала мероприятия.
«Настоящая инициатива, в частности включает ряд дополнений к существующим Правилам международной связи, ориентированных на формирование подхода, с которым Интернет можно будет рассматривать, не только как всемирную физическую телекоммуникационную инфраструктуру, но также как элемент общенациональной инфраструктуры каждой из стран – участниц ООН.» — отмечается в предложении.
В сегодняшнем своем виде ITR распространяются только на международные телеком-сервисы. В этой связи российская сторона будет рекомендовать дополнить свод правил новым разделом, касающимся современных IP-сетей. В общем же, Интернет как глобальная сеть на физическом уровне является абсолютно новым понятием для Международного телекоммуникационного союза.
Подготовленный российскими специалистами документ также предусматривает некоторые запреты на осуществление национального контроля над Интернетом исключительно в пределах определенного государства. Другими словами, ICANN будет предоставлено право управления только американской частью Сети, и полномочия данной организации не будут распространяться на страны Европы и других регионов мира. Помимо этого документ закрепляет право стран на суверенное управление Интернетом на своей территории.
Россия также намерена предложить основательный пересмотр ITR в сторону многостороннего процесса управления Интернетом в общем, и доменным пространством в частности. Последнее в документе обозначается не иначе как «критически важный международный ресурс». По мнению российской стороны, в решениях, которые касаются управления доменным пространством, все страны должны иметь равное право голоса, а также равный доступ к идентификационным сервисам.
Здесь следует напомнить, что IP-адресация и управление доменным пространством в настоящий момент являются исключительно прерогативой американской организации ICANN. Официально ICANN не зависит от правительства Соединенных Штатов, однако именно оно выступает главным спонсором организации. За последние несколько лет в ICANN не раз предпринимались попытки создать квази-многосторонний совет, который при принятии важных решений мог бы учитывать не только мнение одних США. К участию в совете привлекались представители ведущих компаний-провайдеров, общественных организаций, доменных регистраторов из разных стран и пр. Тем не менее, большинство из членов мирового сообщества считают данные меры лишь прикрытием, ничего не меняющим по сути.
Кодекс Международного телекоммуникационного союза предусматривает принципиально иную систему управления: здесь каждое государство имеет право голоса, но строго одного. Частным организациям, которые способны оплачивать ежегодно значительные взносы, тоже предоставляется право участвовать в процессе обсуждения и принятия решений, но голосовать отдельно они не могут.
По мнению американской стороны, система, которую предлагает Россия, в случае принятия прежде всего даст возможность государствам с тоталитарными режимами еще больше ужесточить интернет-цензуру и блокировать представительства политической оппозиции в интернете. Штаты считают, что с передачей полномочий по управлению доменным пространством ООН значительно замедлится процесс внедрения новых решений и технологических новшеств, поскольку изменения в структуре голосования неизбежно повлекут за собой продление процедур сбора данных и международных дебатов.
Как известно, ранее в поддержку модели управления ООН уже высказались Китай и Иран, где уверены в том, что полномочия ООН позволят странам не только управлять доменным пространством и эффективно защищать национальные интересы, но также сделают более эффективной борьбу с киберпреступностью и спамом.
Хамадун Туре — Глава Международного телекоммуникационного союза в июне текущего года сделал заявление, в котором отметил, что его организация не намерена претендовать на роль «нового ICANN». По мнению г-на Туре, сегодня «некоторые из стран-членов Союза» практикуют меры по веб-блокированию и ограничению свободы слова в Сети. Формально подобные действия не нарушают кодекс Союза, однако другие страны-участники их не одобряют. Очевидно, что после получения полномочий по контролю над доменным пространством в самом Союзе разгорится серьезный спор о правомерности применения интернет-блокировок.
Профильные эксперты склонны считать, что Международный телекоммуникационный Союза не стремится брать на себя роль доменного регулятора, поскольку это чрезвычайно затратное дело. Объемы передачи данных и доменных запросов увеличиваются буквально ежечасно, потому на плечах регулятора доменной системы лежит все бремя по решению вопросов, связанных с обработкой невероятно больших объемов трафика, а это, в свою очередь, предусматривает постоянное обновление серверов, дорогие интернет-каналы т.п.
Фактически, в ICANN уже столкнулись с проблемой затратности и сейчас вынуждены заниматься поиском дополнительных источников дохода. Союз, который существует на взносы стран-участниц, такой возможности нет, а компании-операторы, если и согласятся поддерживать какие-либо доменные предложения Союза, вероятнее всего будут выдвигать встречные просьбы или требования, лоббируя нужные им решения. К слову, не так давно крупные европейские операторы Deutsche Telekom, Vodafone, France Telecom, Telefonica и другие уже заявляли о том, что непомерный трафик интернет-компаний загоняет владельцев сетевой инфраструктуры в убытки, и так дальше продолжаться не может – необходимы радикальные решения. Нужно обязать Google перечислять часть дохода компаниям-операторам, блокировать Skype абонентов мобильной связи и т.д.