Можно бесконечно спорить о том, во сколько лет вести ребенка в детсад. Можно отстаивать собственную точку зрения относительно «порций» телевизора и компьютера малышу в пять лет. Можно по-разному воспринимать подарок папы в виде футбольного мяча или коньков на первый день рождения ребенка.
Достоверно известно одно — как только женщина, окрыленная радостными двумя полосками на тесте о беременности, получает достойное подтверждение своего состояния на приеме у врача-гинеколога, она с той же минуты начинает планировать жизнь своего еще нарожденного малыша.
Интересно то, что мнения относительно пола, цвета волос и формы носа будущего ребенка появляются значительно позже, а то и вообще не возникают до рождения. Значительно больше новоиспеченную маму интересует, каким, будет ее младенец в будущем и собственно, кем станет малыш, когда вырастет. И начинаются бесконечные планы, поиски курсов раннего развития, изучения статей о перинатальной жизни и долгие вечера в поисках наилучшего варианта выращивания гения.
Однако, стоит ли на самом деле накладывать груз знаний на ребенка в возрасте от полугода? Будут ли результаты от того, что ребенок начнет считать в год, а читать книги в два? Каковы психологические ощущения появляются у малыша, когда мама будет нервничать, по поводу вовремя не достигнуты буквы или неизученной песенки.
Доходит до смешного — в детском садике в маленькой группе, где некоторые из детей еще и ходить толком не умеют уже предлагают 15 предметов для изучения. Среди них — английский и немецкий языки. Скажите, а современный ребенок в этом возрасте умеет говорить на родном языке? А может, заносчивый ребенок, который в пять лет умеет читать, писать, знает всех животных, рыб и окружающий мир — это лишь несбыточные амбиции мамы и папы не доучились и недоработали над собой в школьные годы?
И что, скажите, такому ребенку делать в первом классе, наряду с теми, кто не читает, не пишет, а некоторые еще и не строят сложных предложений. Что же в действительности нужно дошкольникам для того, чтобы вырасти гением и воплотить мечты мамы и папы и в будущем действительно быть благодарными родителям за воспитание?
Взрослые уверены, что гениальный ребенок — это счастливое будущее
На самом деле, это всего лишь красивая сказка, которую мы сами себе составляем. Кто-то из психологов очень правильно заметил — родители стремятся вырастить ребенка-гения, и тем самым обеспечить ему безоблачное будущее. Однако, если взглянуть в историю, становится понятно, что большинство гениев действительности люди довольно несчастливы.
Вспомните хотя бы Бетховена. Этот человек наделен по-настоящему уникальным даром писать «прекрасную» музыку. Но он так и не смог услышать ни одного аккорда своих гениальных творений. А его слушал и заслушивался весь мир. Природа, щедро наделив композитора одним умением, жестоко забрала у него простые человеческие чувства.
Взрослые уверены, что методики раннего развития действуют
На самом деле все весьма относительно. Если бы все методики раннего развития имели такие же сумасшедшие результаты, о которых они пишут в своих рекламных проспектах, мир заполонили бы сплошные Бели Гейтсы, Ванесса Мэй, Ломоносовы и Загребельный. А кто бы тогда стоял за прилавками магазинов, сеял и выпекал хлеб, убирал мусор возле дома и чинил ботинки?
Сегодня методик и действительно много. И не стоит изобретать собственный велосипед, можно просто перевернуть страницу любого журнала о детях и найти множество предложений детских садов, курсов или учебных заведений, рассказывающих о мире со знанием своего метода. И в поисках такого «кружка» не приходится ехать через весь город — поверни за угол собственного дома и найдешь там море предложений, остается только выбрать направление, близкое по духу маме и папе.
Супруги Никитины, например, советуют воспитывать детей спартанцев. В основе их метода положена твердая уверенность в том, что родители не должны доходить до «завязки» в воспитании детей. Основными принципами воспитания их метода есть свобода творчества детей на занятиях. Спорт — основа жизни и природную среду. Педагогику испытывали на собственных детях.
Сесиль Лупан знакомит детей с окружающим миром с помощью слуха и тактильного ощущения. Всегда, когда вы что-то делаете, — читаете малышу о коровке Кате, меняете подгузник или вместе кривляетесь в зеркале, обязательно разговаривайте с малышом и давайте изучать предметы на ощупь. Только совокупность обоих этих аспектов может говорить об успешном раннем развитии. И если в зеркале появился любопытный носик, к нему обязательно нужно прикоснуться и назвать. Недостаток — а как же, собственно, сама мама, домашние хлопоты и папа, ведь все время придется посвящать исключительно малышу.
А вот итальянцы не теряются. Есть собственный пример и у него все верят. Мария Монтессори — великий врач, а в дальнейшем педагог, методика которой воспитала не одно поколение гениев. «Все познается только через труд» — вот основные постулат теории. Мария Монтессори как врач утверждала, что для духовного развития ребенка важно научить его чувствовать. Она раскрыла свой талант педагога, прежде всего, тренируя у детей мелкую моторику и сенсору, а также развивала у них навыки письма, чтения и счета.
Упражнения Монтессори неразрывно связаны с «натуральными» ощущениями. Трехлетнему ребенку можно запросто предложить позаботиться о живых цветах. Такое упражнение создает впечатление о способах составления букетов, обращает внимание ребенка на условия жизни растений, развивает эстетические чувства и координацию движений. Интересно? Не останавливайся, далее — еще интереснее.
Доман (ударение выбери сама) — врач-нейрохирург, который вывел основную формулу развития мозга — мозг развивается, когда его используют. Учитывая, что наиболее стремительно его развитие происходит в первые шесть лет жизни, маме с папой стоит спешить. Кроме того, Доман уверен, что маленькие дети намного способнее к обучению, чем кто-либо, а лучшими учителями являются только собственные родители. Врач разработал специальные карточки, которые помогают ребенку познать мир. Попробуй приобрести один из наборов карт и прислушайся к собственным ощущениям. Методика не нашла отклика в сердце моего ребенка, ну очень шустрый он у меня и все тут. Кроме того, чуть позже, углубляя знания по изучению данной методики, наткнулась на информацию о том, что сначала методика Домана разрабатывалась для детей с серьезными травмами мозга. Без комментариев.
Какую бы методику ты не выбрала, сначала найди и ознакомься с преимуществами и недостатками каждого из них и пение стал их со своим ребенком. Помни, что, по словам психологов, дети, которые загружены большим объемом знаний не по возрасту, всегда демонстрируют повышенную тревожность, неуверенность в себе, низкая самооценка, или же наоборот — подчеркнуто демонстративное поведение.
Психологи единодушны — не стоит учить ребенка читать к возникновению у него такого желания: здоровый и гармонично развитый ребенок начинает сам читать в пять-шесть лет. И, что очень важно, читает, понимая прочитанное, потому что сегодня у многих детей эта важная составляющая процесса чтения просто отсутствует.
Если же мы ускоряем события, то сами этого не зная, организуем дисбаланс — стимулируем определенные зоны мозга раньше, чем нужно, при этом замедляем развитие навыков, присущих именно этому возрасту.
Взрослые уверены, что методики раннего развития ребенка можно объединять
На самом деле, правильно делают. Методик раннего развития можно найти сотни, а то тысячи. Кубики Зайцева, Вальфдорская педагогика, «читать, раньше, чем ходить» и так далее.
Конечно, ты просто теряешься в выборе. Все настолько интересно, но! НЕ занимайся только одним из методов. Подумай, а не лучше знать сливки с каждой? Ребенку до года очень важно развивать щепотку моторику? Тогда без Монтессори вряд ли получится. Стимулируй малыша касаться всех предметов, которые есть в комнате. Кроме того, что каждый из них имеет определенный цвет и форму, все они имеют совершенно различные текстуры, а это означает, что для чувствительных детских пальчиков каждый прикосновение будет иметь хороший стимулирующий и массажный эффект. Не забывай и сама массировать пальчики ребенка, сопровождая массаж стишками-занятиями и сказочками.
Педагоги учат считать. Скучно? А попробуйте научиться считать на деньгах. Уверена, понравится и тебе, и ребенку, ведь развивая элементарные навыки счета, малыш вместе с этим будет познавать основы экономики. Только побеспокойся о том, чтобы деньги были ложными. Ни для кого не секрет, что именно эти «золотые» бумажки считаются грязными.
Узнавайте мир! Человеческий связь с природой настолько велика, что мы, взрослые, не имеем никакого права ограничивать ребенка в познании окружающей среды. Узнавайте природу всего живого за Вальфдорской педагогикой. Прикоснитесь, понюхайте, рассмотрите, покормите птиц, соберите букет из осенних листьев. А потом становитесь на роликовые коньки и вперед, догонять голубей.
Взрослые уверены, что лучше в раннем возрасте научиться читать, чем тратить свободное время на занятия спортом
На самом же деле, никогда не забывай, что понятие «раннее развитие» предусматривает не только умственное, но и физическое воспитание: плавание, занятия в спортзале, овладение велосипеда и т.д.! Настоящий риск гиподинамии возникает при посещении ребенком трех-шести лет длительных занятий по подготовке к школе, не учитывающих специфику возраста.
Занятия спортом стимулируют организм малыша к выработке определенной силы воли и духа. Кроме того, спорт — это здоровье, даже если это спорт в достаточно «нежном» возрасте. Никто не утверждает, что занятием стоит посвящать все свободное время, однако помочь ребенку найти занятие по душе ты просто обязана. Машенька не хочет танцевать, но мама видит в ней знаменитую балерину? Попробуй найти альтернативе — заинтересованным ребенка коньками, которые объединяют и балет, и гимнастику. Каким бы видом спорта не увлекся твой маленький гений, помни об одном — это гораздо важнее, чем иностранный язык или энциклопедические знания. А еще обязательно поставь дома шведскую стенку. Психологи говорят, что возможность лезть вверх у детей стимулирует не просто умственные способности, но и веру в собственное я. Поэтому, покупая такую лестницу, ты стимулирует развитие лидера
Взрослые уверены, что есть вещи, с которыми ребенку знакомиться нельзя
В действительности, все умные и уважающие себя родители должны навсегда исключить слово «нельзя» из своего потребления. Ребенку не понятно — это хорошо, а это плохо, для малыша все поступки имеют одинаковое окраску. А вот слово «нельзя» имеет исключительно негативный оттенок и его ребенку лучше не говорить вообще.
И снова об альтернативе — расскажи ребенку о том, что вместо того, чтобы выковыривать домашние растения, не лучшим будет заняться рыхлением земли в горшках чтобы дать больший доступ кислорода к корешкам растений (детским языком — чтобы растение лучше было дышать). Конечно, это вовсе не гарантирует тебе сохранения целостности и чистоты пола, но это однозначно лучше, чем испорченные цветы и мамино настроение. А что касается чистоты? Сразу же и предложи ребенку после занятия убрать за собой.
Взрослые уверены, что изучать иностранные языки следует лучше с очень раннего возраста, потому что память двухлетнего ребенка имеет феноменальные свойства
На самом деле, все психологи просят родителей подождать с таким обучением. Минимальный возраст, когда ребенок способен воспринимать «чужую» языке — 5-7 лет, то есть не раньше того возраста, когда ребенок уже хорошо и уверенно говорит на родном языке. Заметили, что дети, с которыми начали заниматься иностранными языками еще с пеленок, начинают говорить позже своих сверстников. Так как мозг ребенка постоянно перегружен, ему трудно распознавать слова, строить предложения и понятно излагать свои мысли.
Некоторые из психологов вообще считает, что оптимальный возраст для знакомства с иностранным языком — 14 лет. Выбирайте что лучше вам, наблюдайте за своим ребенком — если игровая форма изучения отдельных иностранных слов не мешает знакомиться с родным языком, тогда почему и нет. А вот от полных предложений-обращений к малышу на «чужой» речи в младшем возрасте лучше отказаться. Ведь тебе вряд ли нужен ребенок, язык которого и в 5 лет достаточно трудно понять?
Чаще обращай внимание на эмоциональную сторону развития. Ведь довольно часто умные малыши остаются без должного внимания, а потому эмоциональное состояние такого ребенка достаточно легко искажается. Ребенок, который растет в постоянной атмосфере соревнования, не учится любить и в дальнейшем может столкнуться с трудностями в общении
Взрослые уверены, что телевизор и компьютер — это вредно для ребенка
И опять же — во всем следует иметь меру. Тебе ведь тоже в свое время родители запрещали смотреть телевизор и читать книги ночью под одеялом? Конечно же, сидеть целый день у телевизора, цитируя каждое рекламу, начиная от «Киндер-сюрпризов» и заканчивая водкой не то что не стоит, а категорически запрещено. Однако посмотреть «Бременских музыкантов» или документальный фильм о животных, очень даже полезно, ведь таким образом ребенок познает мир, который мы ей показать не можем.
Что касается компьютера, то учитывая количество детей с плохим зрением, а также вековую статистику Интернет-зависимых детей, с этим все же стоит подождать. Ничего страшного, если идя в первый класс, твой ребенок не будет знаком с простейшими программами Microsoft Office. Задай себе вопрос — а для чего в первом классе компьютер? Конечно, совсем другой разговор о пятиклассниках, когда домашние задания требуют рефератов и разработки различных проектов. Однако не волнуйся — достаточно будет нескольких месяцев, чтобы ребенок освоил эту штуку.
Игры всегда должны соответствовать возрастным категориям ребенка. Именно тогда малыш изучает предметы и осваивает действия с ними, правильно моделирует человеческие отношения, узнает, что такое граница и определенные правила, учится принимать на себя разные роли. Дети же, развивающиеся слишком рано, зачастую испытывают недостаток именно тех жизненных представлений и привычек, которые должны сформироваться в игре — сначала с мамой, бабушкой, потом со сверстниками. Иногда это влияет на школьное обучение. В группе обычных детей такой школьник чувствует себя некомфортно: он не только не умеет придумать и начать игру, его трудно ее поддержать и отвечать на все правила этой игры.
Конечно, если компьютер стоит у тебя дома на видном месте, при этом ты часто работаешь (или папа играет в игры) в присутствии ребенка, интерес к «машине» появится намного раньше. В таком случае следует четко и жестко дозировать пребывания за компьютером — через каждые 10 минут, еще 10-15 минут зарядки. А еще побеспокойся о том, чтобы твой ребенок не просто играл в «стрелки» или одевал кукол (это запросто можно сделать и в реальном, а не виртуальном мире), а действительно имел компьютер помощником в процессе познания мира.
Взрослые уверены, что классическая музыка формирует гармоничную личность
На самом деле это так, если только такая музыка нравится ребенку. Давно доказано, что музыка Моцарта (и только его) активизирует мозговую деятельность человека. То есть человек, перед контрольной работой слушала Моцарта, решит большее количество задач, чем та, которая вообще не слушала музыку. Однако, если первые аккорды этого же Моцарта или другого, например, Шуберта, начинают раздражать юное создание, ничего, кроме быстрого визита к психологу тебе не «светит». Найди золотую середину, предлагай ребенку различные музыкальные стили, разных композиторов. К тому же учти, что та музыка, которая не нравится тебе, вряд ли понравиться твоему малышу речь идет лишь о достаточно юном возрасте, когда у ребенка еще нет собственных предпочтений.