Повседневные экономические реалии к особой щедрости всех нас, к сожалению, не располагают. К тому же как-то исторически сложилось, что ни в школах, ни в университетах современного человека никто отдельно не учит, как надо грамотно выбирать хорошие подарки для родных и/или друзей. И это не смотря на то, что даже сама история традиции дарить подарки в виду своей занимательности и очевидной актуальности уже заслуживает на то, чтобы к ней относились как к отдельной научной дисциплине (к слову, тут подробнее).
В общем, мало кто из нас умеет делать хотя бы правильные подарки — это факт.
Однако не все так плохо, как кажется. Не так давно грамотные американские ученые опубликовали результаты одного исследования (см. в Journal of Consumer Research) и объявили, что выбирать и дарить хорошие и полезные подарки нам всем мешает избыточная сентиментальность.
Да-да, специалисты установили, что выбирая подарок (отметим, что варианты дворцов, островов, яхт и спорткаров не рассматривались) в подавляющее большинство людей тратит слишком много времени на то, чтобы в конечном итоге выглядеть, как им кажется, предельно внимательными.
Проще говоря, в таких случаях наше воображение — наш самый главный враг. Мы думаем о том, как, скажем, кто-то из родных открывает подарок, видим удивление и радость на его лице, силимся представить все его эмоции, и тот душевный позитив, который планируем получить взамен.
Но при этом, по мнению ученых, мы напрочь забываем о самом главном: будет ли наш подарок хоть немного практичным, и что с ним будут делать потом.
Казалось бы, мнение крайне спорное. Ведь мы не привыкли считать практичность основным достоинством настоящего подарка. Дорогие украшения, красивые часы, шикарные ковры, ультрасовременная электроника — такие подарки считаются самыми лучшими, поскольку вместе с ними даритель имеет возможность передать нечто большее, чем просто практичную вещь. Так думает даритель.
А что же получатель? Оказывается, что у него несколько иной взгляд.
«Получателям больше нравится, когда им дарят именно то, что они просили (или хотели), чем подарки, выбранные с целью показаться «чутким и внимательным», и при этом абсолютно ненужные», — отмечается в отчете.
Прийти к таким выводам исследователям помогли опросы. Так в одном из них участникам (которые распределялись на две группы — дарители и получатели) было предложено составить своеобразный рейтинг различных подарков сразу по двум параметрам: желательность (т.е. уровень ресторана, стоимость кофеварки, визуальная комплексность компьютерной игры и пр.) и целесообразность (т.е. местоположение ресторана, удобство кофеварки, обучаемость в видеоигре).
По результатам нескольких таких тестов было установлено, что дарители последовательно стремятся выбирать подарки, руководствуясь собственными критериями желательности, а получатели, в свою очередь, оценивают подарки исключительно с точки зрения их целесообразности.
В качестве примера приводится следующая ситуация: при наличии выбора между подарочной картой дорогого итальянского ресторана, к которому надо долго ехать, и картой просто хорошего ресторана, находящегося поблизости, дарители в большинстве своем выбирали первый вариант, а получатели — вариант второй. С кофеваркой — все повторилось в точности: дарители заявили, что надо покупать самую дорогую, а получатели предпочли ту, которая попроще в эксплуатации.
Эксперимент же с виртуальным продуктом проводился тоже в виртуальной среде и от этого только выиграл. Участников попросили выбрать между несложным приложением-фоторедактором и профессиональным программным продуктом для работы с фотографиями. В контрольной группе дарители снова посчитали необходимым потратиться на покупку более сложной и дорогой программы, тогда как получателям больше понравилась простая, но легкая в использовании программка.
Но необычность подарка в данном случае сыграла свою роль. Многие из дарителей захотели сначала более подробно ознакомиться с преимуществами каждой из программ, чтобы для себя понять, какая из них лучше, и в итоге пришли к выводу, что большинство функций дорогой и сложной программы им попросту никогда не понадобятся. Таким образом, как отмечают исследователи, случай оказался уникальным, потому как желания дарителей и получателей в данной ситуации максимально приблизились.
Впрочем, авторы публикации в Journal of Consumer Research не призывают становиться предельно практичными и считают, что сентиментальность — это нормально, с чем, разумеется, трудно не согласится. В то же время, читателю рекомендуется чуть больше думать о полезности и практичности подарка, чем о его стоимости, чтобы со временем подаренная дорогому человеку вещь не стала забытой и никому ненужной.
[irp posts=»33895″ name=»Официальный StarCraft с Brood War — в подарок от Blizzard: качаем бесплатно!»]