Общеизвестным является тот факт, что все так называемые LED-телевизоры на самом деле являются LCD-телевизорами, в которых для подсветки экрана используются светодиоды (или LED backlight). Подсвечивать экран нужно для того, чтобы воспроизводимое изображение было видимым — это тоже понятно.
Некоторая путаница в данном вопросе возникает по той причине, что в LED и LCD телевизорах используются разные типы подсветки, от которых, и это очень важно, зависит качество отображаемой той или иной моделью картинки — тут о них подробнее.
О типах светодиодной подсветки телевизионных экранов написано много. Тем не менее, в связи с том, что технологии на месте не стоят, имеет смысл, так сказать, по-новой рассказать об этом, несомненно, важном параметре любого современного телевизора, обстоятельно и с картинками.
С флуоресцентной подсветкой — все, LED — в массы
В обычных LCD-телевизорах для подсветки экранов применялись флуоресцентные лампы с холодным катодом (CCFL-подсветка). Такая подсветка относительно дешева в производстве, однако уступает по уровню энергоэффективности светодиодной. Кроме того, светодиоды, в отличие от флуоресцентных ламп, во-первых, не содержат ртуть, а во-вторых, в некоторых случаях новые системы подсветки на основе LED справляются со своими задачами более эффективно, чем CCFL. Ну и наконец, за несколько последних лет светодиоды заметно подешевели, и потому совсем скоро LCD-телевизоры с флуоресцентной подсветкой станут историей.
Совсем недавно компании LG и Sony с некоторой гордостью заявили о полном отказе от CCFL-подсветки в пользу LED, даже не смотря на то, что первая все еще дешевле в производстве, чем вторая. Samsung, Sharp, Toshiba и Panasonic с одной стороны о таких столь радикальных планах в отношении несветодиодных LCD-телевизоров пока не говорят ничего, а с другой — новые модели с CCFL на этот год ни одна из этих компаний не анонсировала, что само по себе уже знак.
Стоит также отметить, что в большинстве своем нынешние телевизоры оснащаются боковой светодиодной подсветкой. Другими словами, светодиоды, которые подсвечивают экран, располагаются по его краям и обращены в сторону этого самого экрана. Существуют также телевизоры с матричной LED-подсветкой, в которой светодиоды выстроены непосредственно за панелью и обращены в сторону зрителя. Выпускаются такие устройства в гораздо меньших количествах, чем телевизоры с боковой подсветкой экрана. Обусловлено это как их более высокой стоимостью, так и «немодной» сегодня толщиной корпуса — боковая подсветка позволяет делать телевизор гораздо более тонким и дешевым. Одной из разновидностей матричной светодиодной подсветки является схема full-array, о которой мы расскажем чуть позже.
Как известно, чем ближе к светодиоду (лампочке), тем ярче свет. Потому недостаточная однородность изображения считается одним из недостатков телевизоров с боковой подсветкой экрана. Наиболее отчетливо проявляется он при отображении темных сцен: часто без особого труда можно заметить разницу в яркости освещения различных участков экрана. Решают эту проблему производители каждый по-разному, постоянно экспериментируя со способами размещения светодиодов и их типами. Покупателю же важно помнить, что чем меньше светодиодов в подсветке (т.е. хуже подсвечивается экран), тем дешевле телевизор, и наоборот. Притом иногда стремление сэкономить на светодиодах производители представляют как очередное новаторское решение, направленное на повышение энергоэкономности устройства. Понятно, что с меньшим количеством LED телевизор «кушает» меньше электричества, но и качество изображения у него, скорее всего, тоже будет не самым оптимальным.
К сожалению, в настоящее время о типе LED-подсветки многие производители предпочитают не упоминать в доступных пользователю спецификациях телевизоров, так же как и о количестве светодиодов и некоторых других важных параметрах системы подсветки экрана. В этой связи надо всегда помнить, что именно типом подсветки экрана телевизора (боковая она или матричная) определяется, насколько эффективным будет в нем так называемое «локальное затемнение» — термин, наверняка вам уже знакомый. Но мало кто знает, что используется этот термин во многих случаях довольно своеобразно.
А вот теперь с конкретными примерами. Итак:
Светодиоды по нижней части экрана
Как видим, все светодиоды размещены по нижней кромке экрана телевизора. При этом весьма вероятно, что в тех. характеристиках модели о такой системе подсветки информации будет минимум, не смотря на то, что экономия на количестве светодиодов в таком случае максимальная.
Зато в описании телевизора наверняка будет упомянута функция «локального затемнения», однако не трудно догадаться, что понятие «локальность» в данном случае следует воспринимать крайне осторожно. Даже если яркость каждого отдельного светодиода регулируется независимо, что маловероятно, то затемнять в таком случае можно только определенные вертикально (снизу-вверх) расположенные зоны экрана. См. пример:
Проблема состоит в том, что светодиодам нужно освещать всю площадь экрана, которая располагается над ними. Потому в зависимости от количества зон (адресуемых светодиодов) «локальное» затемнение на самом деле оказывается, мягко говоря, не самым локальным и соответствует количеству световых колонок, идущих от верхней части экрана к нижней.
О чем это говорит? Правильно, как раз о том, что существует некое ограничение в том, насколько лихо производитель может обходиться с понятием «локального затемнения».
Возьмем, к примеру, ночной пейзаж с яркой полной луной на небосводе. В идеале луна должна быть яркой, а остальная часть сюжета темной. На экранах плазменных, OLED-ТВ и телевизоров с матричной подсветкой экрана так и будет: яркость луны не перетекает на остальную часть изображения. А вот в телевизоре с нижней LED-подсветкой панели, чтобы сделать луну яркой, определенные диоды будут светить ярче, потому на экране более яркой будет не только луна, но вся часть изображения над и под ней, что не соответствует исходной картинке. Если немного пофотошопить, то это можно изобразить примерно так:
Светодиоды сверху и снизу
При такой схеме расположения LED локальное затемнение, как вы уже догадались, будет чуть получше, чем в предыдущем случае. В том смысле, что зоны ненужной яркости будут немного меньше. Вот пример:
Картинка с луной, как видим, выглядит несколько более реалистично, однако до настоящего локального затемнения тоже далеко: область изображения вокруг луны напоминает размазанную светлую кляксу, чего картинке, близкой к идеальной, быть не должно. Впрочем, это всего лишь пример. На экране телевизора работа такой системы LED-подсветки выглядит менее драматично.
Светодиоды слева и справа
Альтернатива размещению LED сверху и снизу экрана — их расположение по бокам панели. Однако с локальным затемнением ситуация остается схожей.
Рамочная подсветка (светодиоды с четырех сторон экрана)
Данная схема пока не получила широкого распространения, опять же, по причине экономии, поскольку предусматривает использование большего количества светодиодов, чем любой другой тип боковой LED-подсветки. Тем не менее, размещением LED по всем сторонам панели можно добиться более точного локального затемнения, хотя и в ограниченных зонах. Если вернуться к нашему примеру с Луной, то результат получился бы примерно таким же, как с применением подсветки сверху и снизу экрана. Однако при демонстрации обычной видеокартинки (с большим количеством ярких объектов) зон повышенной освещенности на экране будет больше. К примеру:
К слову, раньше рамочная подсветка использовалась намного чаще. Но по мере совершенствования светопроводящих панелей и удешевления их производства (благодаря чему у производителей появилась возможность в массовом порядке выпускать сравнительно недорогие телевизоры с LED), «всесторонний» тип подсветки применять стали реже.
Матричная подсветка без локального затемнения (прямая)
Почти во всех телевизорах с матричной подсветкой экрана используется именно эта методика. Светодиоды выстроены по всей площади панели и направлены в сторону зрителя, однако система их индивидуального затемнения не предусмотрена. Фактически все LED играют роль одной большой лампы. Эффект примерно как у флуоресцентной подсветки. Матричная подсветка без локального затемнения сегодня используется в самых дешевых телевизорах, а также в большинстве сверхмассивных светодиодных панелей, которые производит Sharp. Такая система обеспечивает более однородное изображение, чем боковая LED-подсветка, однако с учетом полного отсутствия функции локального затемнения уровень контрастности изображения ограничивается самой ЖК-панелью (у которой контрастность, как правило, заметно ниже, чем у плазменных ТВ).
Матричная подсветка с локальным затемнением (full-array)
Телевизоры с таким типом LED-подсветки по своим эксплуатационным характеристикам сравнимы с лучшими образцами плазменных панелей. Как и схема с прямой LED-подсветкой матричная подсветка с локальным затемнением предусматривает размещение LED непосредственно за экраном и по всей его площади (визуально это выглядит так же как и прямая LED-подсветка). Локальное затемнение в данном случае означает, что телевизор способен затемнять определенные зоны экрана, благодаря чему изображение получается значительно более качественным, плюс к этому значительно увеличивается коэффициент его контрастности.
Другое дело, что телевизоры с таким типом — редкость, если не сказать чудо, очень недешевое, кстати. Одним из самых «свежих» образцов была уникальную модель Elite, которую Sharp выпустила в 2011 году. Но, к сожалению, повторять свой подвиг компания пока не собирается (и даже слухов каких-либо на эту тему уже давно не было). Появившийся в прошлом году LG LM9600, поговаривают, был не настолько хорош. Самым знаменитым телевизором, оснащенным матричной LED-подветкой с локальным затемнением, по праву считается Sony HX950, который был и остается непревзойденным, к тому же, модели этой серии еще можно найти в продаже. Но, тоже к огромному сожалению, «самый лучший и, возможно, последний LED-ТВ с локальным затемнением, носивший имя Sony» — это было написано об HX950.
В свою очередь, ни Samsung, ни Vizio — два крупнейших мировых производителя телевизоров, за последние два года не выпустили ни одной модели с матричной подсветкой. На состоявшейся в начале года выставке CES-2013 Samsung продемонстрировал шокировавший публику своей заоблачной ценой экспонат UN85S9 с экраном ультравысокой четкости и матричной подсветкой, а об аналогичном изделии Vizio (модель E420i-A1) эксперты написали: «Конечно, уровни черного становятся темнее, но детализация в затененных зонах — это скорее компромисс…» и в итоге «локальное затемнение никак не влияет на качество изображения».
ИТОГО
Телевизоры с боковой LED-подсветкой и выглядят хорошо, и стоят сравнительно недорого, и энергоэффективность у них высокая, однако и диапазон уровней качества изображения у них тоже весьма широкий. В свою очередь, так как коэффициент контрастности является наиболее важным фактором качества картинки, то чем лучше у той или иной модели реализовано локальное затемнение, тем выше контрастность ее экрана и, как следствие, выше качество изображения. Таким образом, теоретически из всех телевизоров с LED-подсветкой наиболее высокое качество изображения могут обеспечивать только модели с матричной системой подсветки с локальным затемнением.
Однако прогресс на месте не стоит, и производители неустанно работают над усовершенствованием боковой подсветки и надо сказать, что не безуспешно. В результате, некоторые современные телевизоры с таким типом подсветки экрана (выпущенные в прошлом году Sony Bravia серии HX850, к примеру) демонстрируют хоть и не идеальное качество изображения, но все же качество очень высокого уровня, точнее просто фантастическое по меркам ТВ с боковой LED-подсветкой.
Мы уже упоминали о том, что в предоставляемых производителями и продавцами технических описаниях телевизоров зачастую отсутствуют данные о типе подсветки экрана. В этой связи, на этапе покупки нового телевизора даже опытному пользователю достаточно трудно понять, каким в действительности будет локальное затемнение экрана у выбранной модели. В худшем случае упоминание о функции локального затемнения в спецификации модели может оказаться всего лишь маркетинговым приемом, в лучшем — такая функция несколько улучшит качество изображения, а в самом лучшем — действительно будет способствовать созданию живой, глубокой и реалистичной картинки.
В общем и целом, чем лучше реализована технология локального затемнения, тем лучше телевизор. Разумеется, такое преимущество, прежде всего, отражается на его стоимости. Однако надо иметь в виду, что не все дорогие телевизоры могут обеспечивать уровень качества изображения, соотносимый с заявленной на них ценой, поскольку если локальное затемнение работает плохо, то к качеству картинки тоже будут вопросы, независимо от стоимости такого телевизора.
А еще напомним, что уже сегодня модели с LED-подсветкой экрана по качеству изображения способны на равных конкурировать с плазменными телевизорами, так что потенциал технологии светодиодной подсветки экрана фактически только начинает раскрываться.